Программа доп. образования Школа 6-7

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
детский сад №11 "Теремок" п.Орловский
ПРИНЯТО
решением педагогического совета
МБДОУ д/с № 11 "Теремок" п.Орловский
протокол №1 от 30 августа 2024г

УТВЕРЖДЕНО
Заведующим МБДОУ д/с №11 "Теремок"
__________ Е.И.Дорохова
Приказ №115 от « 30 » августа 2024 г

Рабочая
дополнительной образовательная программа
по подготовка к школе "Школа для дошколят"
для детей 6-7 лет
на 2024-2025 учебный год
Срок реализации программы: с 01.09.2024-31.05.2025 год

Автор - составитель:
Бабкина А.С.
педагог дополнительного образования

п.Орловский
2024 г

Содержание
1
1.1

Пояснительная записка
Направленность программы

1.3

Новизна программы

1.4

Актуальность и педагогическая целесообразность

1.5

Цель и задачи программы

1.6

Отличительные особенности программы

1.8

Возраст детей, участвующих в реализации даннойпрограммы

1.9

Сроки реализации программы
Формы и режим занятий
Ожидаемые результаты реализации программы

1.11

Формы подведения итогов по реализации рабочейпрограммы

2

Содержательный раздел

2.1
2.2

Учебно-тематические планы
Описание образовательной деятельности

2.3

Содержание программы по направлению «Обучениеграмоте и письму

2.4
2.5

Содержание программы по направлению
«Математическое развитие»
Взаимодействие с родителями

3

Организационный раздел

3.1
3.2

Методическое обеспечение программы
Список литературы

2.8

Приложения
Список литературы

Пояснительная записка.
Дополнительная образовательная программа по подготовке детей к школе разработана
на основе авторской программы Е.В. Колесниковой «От звука к букве. Обучение
дошкольников элементам грамоты» в соответствии с основными нормативно-правовыми
документами по дошкольному воспитанию:
1)
Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании
вРоссийской Федерации»;
2)
Федеральный закон от 24 сентября 2022 г.№ 371-ФЗ “О
внесении изменений в Федеральный закон «Об образовании в
Российской Федерации» и статью 1 Федерального закона «Об
обязательных требованиях в Российской Федерации»
3)
Приказ Минобрнауки России от 17.10.2013№ 1155 «Об
утверждении федерального государственного образовательного стандарта
дошкольногообразования»;
4)
Федеральный закон Российской Федерации от 29 декабря 2012 г.
N273-ФЗ п. 6 ст. 28;
5)
Закон «Об образовании в Российской Федерации» ст. 48
«Обязанности и ответственность педагогических работников»;

Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации
от 17 октября 2013 г. № 1155 (зарегистрирован Министерством юстиции
Российской Федерации 14ноября 2013 г. регистрационный № 30384), с
изменениями, внесенными
7) приказом Министерства просвещения Российской Федерации от 21
января2019 г.
8) № 31 (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 13
февраля 2019 г.,регистрационный № 53776) в федеральном
государственномобразовательном стандарте дошкольного образования,
9)
Конвенцией о правах ребенка ООН;
10)
Приказ Министерства просвещения Российской Федерации
от 25.11.2022 № 1028 "Об утверждении федеральной образовательной
программы дошкольного образования"(Зарегистрирован 28.12.2022 №
71847)
11)
Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от
24.11.2022 № 1022 "Об утверждении федеральной адаптированной
образовательной программы дошкольного образования для обучающихся
с ограниченными возможностями здоровья" (Зарегистрирован 27.01.2023
№ 72149)
12)
СанПин 2.4.3648-20 «Санитарно-эпидемиологические требования
корганизациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и
молодежи».
Направленность программы
Ведущей идеей первого направления данной программы является выработка
у детей умений ориентироваться в звуко - буквенной системе родного языка и на этой
основе – развитие интереса и способностей к чтению. Последовательное усвоение
понятий «слово», «звук», «слог», «буква»,
«предложение» в различных игровых упражнениях формирует у ребенка осознание
6)

п

речи, ее произвольности.
Развивая фонематический слух малышей, необходимо систематически
выделять, узнавать, различать фонемы родного языка, т.к. хорошо развитый
фонематический слух - существенная предпосылка правильного чтения и письма.
Важнейшую роль играет анализ и синтез звуков. Здесь используется
артикулирование звуков, договаривание незаконченного слова, подбор слов с
изучаемым звуком и определение его места в слове, чтение слов по подобию,
наращивание гласных и согласных в начале и в конце слова, присоединение
согласной от первоначального слова ко второму, замена одного звука в слове другим,
чтение анаграмм и др.
Широко используется приём сравнения при ознакомлении детей с мягкими
согласными, мягкость которых подчеркнута определёнными гласными и Ь, при
ознакомлении с парными согласными, Ъ и Ь разделительными знаками.
Дети с увлечением печатают буквы, слоги, слова, предложения, как по
точечному образцу, так и выполняя задания: «Допиши слово», «Допиши
предложение», «Напиши предложение из прочитанных слов». Эта работа вносит
осмысленность в процесс овладения чтением и, кроме того, развивает мускульную
память.
Во время работы необходимо дать посильную задачу, создать трудовую
атмосферу, вызвать соответствующие эмоции - всё это будет способствовать
усвоению материала, развитию логического мышления, внимания, а так же
воспитание воли, привычки к умственному труду.
Основные принципы работы:
- учет индивидуальных особенностей и возможностей детей
старшегодошкольного возраста;
- уважение к работнику, к процессу и результатам его деятельности в
сочетаниис разумной требовательностью;
- комплексный подход;
- систематичность и последовательность;
- вариативность занятий;
- наглядность.

Учебный план
Учебный план по дополнительному образованию на учебный год является
локальным нормативным документом регламентирующим общее требование
к организации дополнительного образования муниципального бюджетного
дошкольного образовательного учреждения детского сада №11 "Теремок".
Дата

Наименование частей, разделов и
тем (содержание
занятия)

06.09. Вводное занятие. Диагностика,
27.09. мониторинг

04.10

Звук и буква :графическое
изображение звука в слове, слова
(квадрат);

Количество
часов

Формы
контроля/
итоговые
мероприятия

4

Фронтальная,
групповая,
индивидуальная

1

11.10

18.10

25.10

01.11

08.11

15.11

22.11

29.11

06.12

13.12

20.12

Звук и буква А. Звук А: место
1
звука
в
слов
(нач.,сер.,конец),словарные
слова, графические навыки: узоры,
буква.
Звук и буква О. Звук О: место
1
звука в слове (нач., сер.,
конец),словарные
слова,
графические
навыки: узоры, буква.
Звук и буква У. Звук У:
1
место звука в слове(нач., сер.,
конец),словарные слова, графические
навыки: узоры, буква.
Звук и буква Ы и Э.: место звука в
1
слове (нач.,сер., конец),словарные
слова,
графические навыки:
узоры, буква. Поле №1
Звук и буква Л: место звука в
1
слове,
называние
слов
с
начальных слогов, чтение слогов
графические
навыки:
узоры,
печатание буквы и
слогов.
Звук и буква М:место звука в
1
слове, слог- слияние согласной и
гласной
букв, чтение слогов, слов (мама,
мыло, лама),
Звук и буква Ы и Э.: место звука в
1
слове(нач.,сер.,конец),словарныеслова,
графическиенавыки: узоры, буква.
Звук и буква Р: место звука в
1
слове, чтение слогов, ударение,
называние слов с начальных
слогов, чтение слов, печатание
слов,
предложения, деление слов на слоги.
Звук и буква Н: место звука в
1
слове, графические
навыки: чтение и печатание слогов, слов,предложения; деление слов на
Буква Я: место буквы в слове,
1
слоговое чтение(таблица
слогов), чтение текста,
слова.
Анаграммы.
Буква Ю: место буквы в слове,
1
словарные слова, графические
навыки:
узор, буква, слоги, слова (юмор,
юла, Юля), предложение (У

27.12

10.01

17.01

24.01

31.01

07.02

14.02

21.02

Юры юла). Чтение слогов,
предложения.
Буква Ю: место буквы в слове,
слоговое чтение(таблица
слогов), чтение текста, слова.
Звуко- буквенный анализ слов.
Буква Е: место буквы в слове,
слоговое чтение (таблица слогов),
чтение текста, слова. Звуко буквенный анализ слов.
Буква Ё: место буквы в слове,
словарные
слова,
графические
навыки: узор, буква, слоги, слова
(моѐ, мѐл, Алена), предложение
(Лѐня мел). Чтение
слогов, предложения.
Буква И: место буквы в слове,
словарные слова,графические
навыки:узор, буква,слоги,слова
(имена, малина Ира), предложение
(У Иры лимон).Чтение слогов,
предложения.
Звуки "Г", "Гь", буква "Г, К":
место буквы в слове, словарные
слова, графические навыки: узор,
буква, слоги, слова (игла, луг,
Егор), предложение
(Галя и Гена на лугу). Чтение слогов,
предложения.
Звуки "Д", "Дь", буква "Д":
место буквы в слове, словарные
слова, графические навыки: узор,
буква, слоги, слова ( крокодил,
один, Дима).), предложение (Дина
уронила дудку). Чтение слогов,
предложения.
Звуки "Т", "Ть", буква "Т":
место буквы в
слове, словарные
слова,графические навыки: узор,
буква, слоги, слова ( лето, тигр,
Таня). предложение
(Тоня ела мандарины).Чтение
слогов,предложения.
Звуки "В", "Вь", буквы "В,Ф", :
место буквы в слове, словарные
слова, графические навыки: узор,
буква, слоги, слова ( ворона, ров,

1

1

1

1

1

1

1

1

28.02

06.03

13.03

20.03

27.03

03.04

10.04

Ваня). Чтение
слогов, предложения.
Звуки "З", "Зь", буква "З,С":
место буквы вслове, словарные
слова, графические навыки: узор,
буква, слоги, слова (зима, роза,
Зина). предложение(Зоя вяла
корзину). Чтение слогов,
предложения.
Звуки "Б", "Бь", буква "Б,П":
место буквы в слове, словарные
слова,
графические навыки: узор, буква,
слоги, слова (бусы, кабан, Боря).
предложение (Боря кормит белку).
Чтение слогов, предложения.:
Звуки "Х", "Хь", буква "Х":
место буквы в слове, словарные
слова, графические навыки: узор,
буква, слоги, слова (сухари, хлеб,
хохолок).
Чтение слогов, предложения.
Звуки "Ж-Ш", буквы "Ж-Ш":
место буквы в слове, словарные
слова, графические навыки: узор,
буква, слоги, слова (ложка, жара,
школа, машина), предложение
(Сашу ужалила оса). Чтение
слогов,
предложения.
Звуки "Ч-Щ", буквы "Ч-Щ":
место буквы в слове, словарные
слова, графические навыки: узор,
буква, слоги, слова (часы, дочка,
щука, чаща), предложение (Щенок
утащил косточку). Чтение
слогов, предложения
Буква Й: место буквы в слове,
словарные слова, графические
навыки:
узор, буква, слоги, слова (майка,
йод, попугай), предложение (Зайка
стал зазнайка). Чтение слогов,
предложения
Буква Ц: место буквы в слове,
словарные слова, графические
навыки: узор, буква, слоги, слова
(цапля,
солнце,
певец),

1

1

1

1

1

1

1

17.04

24.04

08.05
15.05

предложение (Все птицы
важны).
Чтение
слогов,
предложения.
Буква Ь: место буквы в слове,
словарные
слова,
графические
навыки: узор, буква, слова (соль,
печенье, ель), предложение (Льет
сильный дождь).
Чтение слов, предложения.
Буква Ъ: место буквы в слове,
словарные слова, графические
навыки: узор, буква, слова
(подъезд,
съел,
объявление),
предложение (Дети съехали с
горы). Чтение слов, предложения.

1

1

Проверочная работа.
Диагностика .
Итоговое тестирование

Индивидуальная
Групповая,
фронтальная

1
1

22.05

1

Учебный план по математическому развитию на 2024-2025 учебный год
N
п/
п

Дата Наименование частей, разделов и
тем (содержание
занятия)

1
2
3
4
5

06.09. Вводное занятие. Диагностика,
29.09. мониторинг

6

13.10

7

20.10

8

27.10

9

03.11

10

10.11

06.10

Числа и цифры, знаки, квадрат,
прямоугольник
Знаки, задачи, ориентировка на
листе бумаги,величина.
Знаки,
соотнесение
количества
предметов с цифрой, состав числа,
логическая задача, геометрические
фигуры.
Соотнесение количества предметов

Количество
часов

Формы
контроля/
итоговые
мероприятия

4

Групповая,
фронтальная

1
1
1

с1 цифрой,математическая загадка, ориентир

Порядковый счет, счет по названному 1
числу, состав числа, из двух меньших,
геометрические фигуры, логическая
задача. Дни недели.
Арифметические задачи, величина,
1

11

17.11

12

24.11

13

08.12

14

15.12

15

22.12

16

29.12

17

12.01

18

19.01

19

ориентировкав пространстве, решение
примеров.
Число 11, логическая задача,
1
ориентировка
вовремени.
Число 12, ориентировка во времени,
1
логическаязадача,
геометрические фигуры
Число 13, математическая задача, логическая
задача, геометрические фигуры.
1
Числа и цифры, знаки, квадрат,
1
прямоугольник
Знаки, задачи, ориентировка на
1
листе бумаги,величина.
Знаки,
соотнесение
количества 1
предметов с цифрой, состав числа,
логическая задача, геометрические
фигуры.
Решение
примеров,
знаки,величина,
геометрические фигуры.
Число 14, ориентировка во времени,
логическаязадача.

1

26.01

Число 15,геометрические фигуры.

1

20

02.02

1

21

09.02

22

16.02

23

23.02

24

01.03

25

15.03

26

22.03

27

29.03

Числа от 1до 15,решение примеров,
логическаязадача. Геометрические
фигуры.
Число 16, величина, ориентировка во
времени,логическая задача.
Математическая загадка, знаки, состав
числа издвух меньших,
геометрические фигуры.
Число 17,счет по образцу и
названному числу,логическая задача,
геометрические фигуры.
Число 17, ориентировка в
пространстве,логическая
задача, геометрические фигуры.
Число 18, состав числа из двух
меньших, счет по названному числу,
логическая задача, геометрические
фигуры.
Число 18, решение примеров,
ориентировка вовремени,
ориентировка в пространстве.
Число 19, состав числа из
двух меньших,величина,

1
1

1
1

1

1

1

1

1

8

05.04

29

12.04

30

19.04

31

26.04

32

03.05

33

10.05

34
35

36

24.05

логическая задача.
Число 19, геометрические
фигуры,
величина,логическая задача.
Число 20, решение примеров, задачи,
логические
задачи.
Соотнесение
количества предметов и цифры.
Решение задач, примеров, величина,
логическая задача, ориентировка на
листе бумаги, работа втетради.
Задачи-шутки,
ориентировка
во
времени, примеры, математические
загадки. Повторениепройденного
Число 14, ориентировка во времени,
логическаязадача.
Число 15,геометрические фигуры.

1

1

1

1

1
1

Числа от 1до 15,решение примеров,
1
логическаязадача. Геометрические
фигуры.
Число 16, величина, ориентировка во
времени,логическая задача.
Математическая загадка, знаки, состав 1
числа издвух меньших,
геометрические фигуры. Итоговое
тестирование.

Индивидуальная

Календарный учебный график на 2024 – 2025 учебный год
Наименование
группы

Подготовка к обучению
грамоте и письму
30 мин.
Математическое
развитие
30 мин.
Итого часов в год: 72

Срок учебного года
(продолжительность
обучения)

Количество
занятий
в неделю:

Кол-во
часов в
месяц/год

С 01.09.202431.05.2025

1 занятие,
30 мин

4/36

С 01.09.202431.05.2025

1 занятие,
30 мин

4/36

Режим дополнительной образовательной деятельности
на 2024- 2025 учебный год
Возраст детей
Дополнительн
Дни
ая
недели,
образовательн
время
ая
занятия
деятельность
Подготовительная
Среда
«Школа для
группа №3
дошколят»
образовательн
6-7 лет
15:35/
ые области:
Пятница
Социальнокоммуникативное
15:15
развитие
Познавательное
развитие
Речевое развитие

Ф.И. О.
педагога

Бабкина
Анастасия
Сергеевна

Продолжител
ьность, форма
проведения
1 раз в
неделю
30 мин.
Форма
проведения
- очная

Формы подведения итогов реализации дополнительной образовательной
программы
Диагностика
Методы диагностики: диагностика готовности к чтению и письму детей 6 – 7 лет с
использованием индивидуальной рабочей тетради, диагностических игровых заданий;
диагностика уровня развития математических способностей с использованием
диагностических игровых заданий, бесед; диагностика личностно-социальных
проявлений ребенка дошкольника с помощью методики изучения личностносоциального поведения (модификация варианта Е.Г.Юдиной, Г.Б.Степановой,
Е.Н.Денисовой)
с
использованием
метода
наблюдения;
диагностика
сформированности мотивации учения Л.А.Венгера. Параметры оценки:
По направлению «Подготовка к обучению грамоте»:
1. Звуковая сторона и выразительность речи
2. Фонематический слух
3. Уровень развития моторики, графических навыков
4. Звукобуквенный анализ (место звука в слове, соотнесение звука и буквы)
5. Чтение
По направлению «Математическое развитие»:
1. Общие понятия (свойства предметов, группы)
2. Числа и операции над ними
3. Пространственно-временные представления
4. Геометрические фигуры и величины

С целью промежуточного отслеживания результатов, дважды в год ( в
декабре и в апреле) проводятся открытые занятия.
Список литературы.
Методическая литература для реализации программы.
1. Е.В.Колесникова. Программа «От звука к букве. Обучение дошкольников

элементам грамоты». Рекомендовано учебно-методической лабораторией
педагогики начального образования Московского института открытого
образования. Издательство ЮВЕНТА, Москва 2017 г.
2. Колесникова Е. В. «Развитие математического мышления у детей 57лет» 3.Петерсон Л. Г., Холина Н. П. «Раз – ступенька, два – ступенька
4.Соловьева Е. В. «Математика и логика для дошкольников»
5. Яфаева В. Г. «Развитие интеллектуальных способностей
старшихдошкольников»
6. Яфаева В. Г. «Математика в художественном слове»
7. Е. В. Колесникова. «От А до Я». Рабочая тетрадь для детей 6-7 лет.
Допущено Министерством образования и науки Российской Федерации.
Издательство ЮВЕНТА Москва 2010г
8. Е.В.Колесникова, Л.В. Игнатьева. Азбука. Мой первый учебник.
Издательство ЮВЕНТА. Москва 2010 г.
9. Л.В. Игнатьева «Читаю и пишу». Рабочие тетради №1 т № 2 к книге
«АЗБУКА. Мой первый учебник». Издательство ЮВЕНТА. 2010 г.
10. "Буквы и слоги", "Слова и предложения" - тетрадь дошкольников по
обучению грамоте С.Е. Гаврина, Н.Л. Кутявина;
Литература для детей.
Серия книг «Школа для дошколят»
1. С.Е. Гаврина, Кутявина Н.Л., Топоркова И.Г., Щербинина С.В. «Развиваем
мышление» «РОСМЭН» 2006
2. «Учимся решать задачи» «РОСМЭН» 2006
3. «Учимся считать» «РОСМЭН» 2006
4. «Готовим руку к письму» «РОСМЭН» 2006
5. «Развиваем внимание» «РОСМЭН» 2006
6. «Развиваем память» «РОСМЭН» 2006
7. «Учимся читать» «РОСМЭН» 2006
8. «Учимся писать» «РОСМЭН» 2006


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».