Берегите эти земли, эти воды,
Даже малую былиночку любя,
Берегите всех зверей внутри природы,
Убивайте лишь зверей внутри себя.
Е. А. Евтушенко
18.10.2021
Дошкольное детство -
начальный этап становления человеческой личности. В этот период закладываются
основы личностной культуры. Главная цель экологического воспитания -
формирование начал экологической культуры: правильного отношения ребенка к
природе, его окружающей, к себе и людям как к части природы, к вещам и материалам
природного происхождения, которыми он пользуется. Такое отношение строится на
элементарных знаниях экологического характера.
Экологические знания -
это сведения о взаимосвязи конкретных растений и животных со средой обитания,
об их приспособленности к ней. Эти знания помогают ребенку осмыслить, что рядом
с ним находятся живые существа, к которым относится и человек, то есть он сам.
Человеку также нужны хорошие условия, чтобы он себя нормально чувствовал, был
здоров. К знаниям биологического характера относятся и элементарные сведения об
использовании людьми природных богатств, об охране природы.
Знания не являются
самоцелью в экологическом воспитании, но представляют собой необходимое условие
выработки такого отношения к окружающему миру, которое носит
эмоционально-действенный характер и выражается в форме познавательного
интереса, гуманистических и эстетических переживаний, практической готовности
созидать вокруг себя, бережно обращаться с вещами не только потому, что это
чей-то труд, но еще и потому, что затрачены материалы, взятые из природы.
Дети средней группы
сензитивны к разным видам предметной деятельности, и в первую очередь
к игровой. В этом возрасте идет становление
произвольного поведения, интенсивно развиваются разные формы мышления, быстро
накапливаются представления об окружающем мире. Дети 4—5 лет любознательны и
активны, готовы к сотрудничеству с воспитателем, хорошо воспринимают его речь,
если она простая и ясная, опирается на их опыт и знакомые образы. В целом
данный возраст можно рассматривать как начальную ступень формирования у ребенка
осознанного отношения к растениям, животным, предметам, самому себе как к части
природы.
Процесс воспитания
экологической культуры включает в себя разные виды совместной деятельности
детей и взрослого, их частую смену и различные формы совмещения с игрой и
творчеством. Воспитатель является носителем экологической культуры. Он знакомит
детей со способами общения с природой, формирует умение наблюдать окружающий
мир природы и вещей, устанавливать элементарные связи и зависимости, учит
испытывать радость от осознанного взаимодействия с живыми существами, которые
находятся рядом, воспитывает
потребность в
созидании, творчестве. Особое внимание педагог должен обращать на использование
игры в разных формах воспитательно-образовательного процесса. Дошкольник 4—5
лет - это еще маленький ребенок, который хочет много играть. Поэтому
воспитатель включает игру в занятия, труд, наблюдения, продумывает и организует
игровые обучающие ситуации, инсценирование литературных произведений с помощью
кукол и других игрушек, обыгрывает персонажей сказок.
В воспитании экологической культуры большую роль
играет сенсорный опыт детей. Поэтому воспитатель, используя самые разные
ситуации, продолжает его накапливать и расширять - уточняет с ребятами форму,
цвет, размеры, запах, характер поверхности и другие особенности объектов
природы, учит по-разному, образно обозначать эти особенности, сравнивать
явления, подбирать эпитеты, синонимы.
В систему работы с
детьми средней группы включена разнообразная деятельность с литературными
произведениями: дети их слушают и инсценируют; разыгрывают сказки,
стихотворения, вместе с воспитателем упрощенными способами создают иллюстрации
к ним. Особое место здесь отводится работе с произведениями Е. И. Чарушина.
Большой любитель и знаток природы, писатель и художник одновременно, он создал
много простых и ясных образов, сюжетов. Слушание и обыгрывание его рассказов,
сказок, рассматривание авторских иллюстраций, а затем собственная изобразительная
деятельность детей поможет ввести их в мир «отраженной природы», мир искусства.
Важная роль в предлагаемой методике отводится сказкам. У детей 4—5 лет еще преобладают сказочно-игрушечные представления о животных, природе. Не уводя дошкольников от сказки и не снижая ее благотворного влияния на личность ребенка, но сопоставляя ее образы с реальными предметами, объектами природы, воспитатель помогает детям обрести реалистические представления об окружающем мире.
Освещены такие
методические вопросы, как познание детьми ряда функций человеческого организма;
значение чистоты, красоты, порядка в окружающей среде для здоровья всех живущих;
ознакомление с использованием некоторых природных материалов в хозяйственной
деятельности человека.
Последовательная
реализация настоящей методики требует от воспитателя вдумчивого и творческого
отношения к предлагаемому материалу с учетом уровня развития детей, а также
природных особенностей своей местности. Работу по настоящему пособию
целесообразно вести, используя на занятиях экологическую тетрадь для
дошкольников, содержащую занимательные задания, которые позволят детям легко
усвоить учебный материал.
Формы и методы работы
с детьми 5—6 лет разнообразны: это циклы наблюдений за растениями и животными в
уголке природы и на участке, ведение различных календарей, занятия (простые и
комплексные), целевые прогулки, экскурсии, игровые обучающие ситуации с
использованием игрушек
и литературных персонажей. Дети 5—6 лет уже много знают о природе, имеют первоначальные навыки ухода за живыми существами. Сенсорный опыт и образные представления ребенка этого возраста шире и глубже, чем у 4-летнего. На данном этапе воспитатель начинает на занятиях формировать у детей обобщенные представления о временах года, о домашних животных и др.
В группе старшего дошкольного возраста на протяжении
всего учебного года систематически используются литературные произведения В.
Бианки, сюжеты которых доступны и привлекательны для детей этого возраста,
достоверно отражают экологическую специфику природных явлений, учат быть
наблюдательным, с любовью относиться ко всему, что существует и живет рядом.
Значительное место в
методике отведено творческим процессам: восприятию детьми произведений
искусства, рисованию ими иллюстраций к рассказам и сказкам В. Бианки и
изготовлению с помощью взрослого самодельных книг, составлению ребятами
рассказов о природе с их последующим оформлением в книжечки; организации
воспитателем совместно с дошкольниками выставок. Наглядная продукция,
создаваемая детьми, убедительна прежде
всего для них самих -
это предметные результаты их личностного роста. Она важна и для родителей как
свидетельство повышения уровня экологической воспитанности их детей, а также
уровня их общего интеллектуального развития.
Освещены такие
методические вопросы, как познание детьми ряда функций человеческого организма;
значение чистоты, красоты, порядка в окружающей среде для здоровья всех
живущих; ознакомление с использованием некоторых природных материалов в
хозяйственной деятельности человека.
Последовательная
реализация настоящей методики требует от воспитателя вдумчивого и творческого
отношения к предлагаемому материалу с учетом уровня развития детей, а также
природных особенностей своей местности. Работу по настоящему пособию
целесообразно вести, используя на занятиях экологическую тетрадь для
дошкольников, содержащую занимательные задания, которые позволят детям легко
усвоить учебный материал.
Следует остановиться на некоторых формах работы с
детьми 6—7 лет, представленных в данной технологии экологического воспитания.
Возможность
чувственного познания, накопления конкретных сведений о растениях, животных,
явлениях неживой природы выдвигает наблюдение в разряд наиболее значимых
методов. С его помощью ребенок познает не только внешние параметры объектов
природы (окрас, строение, запах и пр.), но и их связь со средой. Наблюдение как
метод работы с детьми чаще всего используется в повседневной жизни в форме
циклов, включающих ряд разных по содержанию наблюдений за одним и тем же
объектом. Как компонент наблюдение включается и в другие формы работы: занятия,
экскурсии, прогулки, акции. Наблюдение важно еще тем, что оно лежит в основе
разных видов деятельности, направленных на познание или практическое
преобразование природы (труд по уходу за растениями и животными,
изобразительная деятельность и рассказы детей на основе впечатления, осмотр
объектов природы, заполнение календарей и пр.). Поэтому составлению циклов,
подбору приемов для их проведения уделяется особое внимание. Можно сказать, что
формирование у дошкольников начал экологической культуры основано в первую
очередь на наблюдении.
Важным методом
экологического воспитания является слово, его правильное использование в
различных формах работы с детьми. В данной технологии словесный метод связан,
прежде всего, с чтением книги «Экология в картинках»: само чтение рассказов
(чаще всего неоднократное), вопросы к тексту, пояснения воспитателя, пересказ
детей, беседа о прочитанном - все это разные формы речевой деятельности,
позволяющие ребенку понять новую информацию и обнаружить свое понимание чаще
всего недоступных для наблюдения явлений природы, их взаимосвязи между собой.
Особое внимание следует уделить такой форме работы, как занятия комплексного, обобщающего и углубленно-познавательного типа, на которых у детей формируют обобщенные представления о явлениях природы, понимание взаимосвязей в природе, закономерных процессов, восприятие произведений искусства. В этом случае наибольшее значение имеет логика построения беседы воспитателя с детьми - четкая последовательность вопросов, помогающая ребятам понять причинно-следственные связи, сформулировать выводы,
сделать обобщения, перенести знания в новую
ситуацию. Занятия такого типа в книге представлены развернуто.
Ключевое значение
имеет практическая деятельность дошкольников. Самостоятельный или совместный с
воспитателем труд в уголке природы, на участке детского сада по поддержанию
необходимых условий для жизни животных и растений позволяет детям приобрести
умения, узнать о правильных способах практического взаимодействия с природой,
то есть приобщиться к созидательному процессу. Индивидуальные проявления детей
в практической деятельности - это показатель степени их экологической
воспитанности и экологической культуры.
Важным делом, в
котором участвуют дошкольники на протяжении всего учебного года, является
изготовление экземпляров книг «Экология в картинках». Для этого после прочтения
каждого рассказа воспитатель печатает его на машинке или ксерокопирует, а дети рисуют
иллюстрации к его содержанию. К каждому рассказу может быть приложено несколько
рисунков, интересно раскрывающих его содержание. Титульный лист, напечатанные
рассказы и детские иллюстрации к ним собираются в скоросшиватели, которые
оформляются как обложки книг. Чтобы книги получались аккуратными, для рассказов
и рисунков следует использовать одинаковую бумагу. В конце года на празднике
посвящения в юные экологи дети демонстрируют эти книги как результат совместных
усилий, коллективно приобретенного интереса к явлениям природы.
Важной формой
экологического воспитания являются природоохранные акции, в которых участвуют
сотрудники детского сада, старшие дошкольники и их родители. В данную
технологию включены две акции - предновогодняя «Зеленая елочка - живая
иголочка» и «Земля - наш дом», приуроченная ко Дню Земли - 22 апреля. Акции
представляют собой комплексные мероприятия, в которых задействованы различные
методы работы с детьми.Их значение в экологическом воспитании чрезвычайно
велико: участие в реальных практических делах, выходящих за пределы жизни
детского сада, оказывает влияние не только на сознание людей, которые их
готовят и осуществляют, но и на сознание окружающего населения.
Структура
методического пособия проста - календарная последовательность мероприятий,
выстроенных в соответствии с сезонными явлениями природы и параллельным чтением
книги. Внутри каждого месяца (условно четырех недель) дается понедельное
распределение материала. Важное место в технологии занимают темы «Лес», «Вода».
Дети знакомятся с лесом как с экосистемой, познают некоторые связи ее
обитателей, получают представление о значении леса в жизни человека: лес - это
источник стройматериалов, сырья для изготовления бумаги; место отдыха и
укрепления здоровья, получения эстетических впечатлений. Лес преподносит
человеку свои дары (грибы, ягоды, орехи, лекарственные травы), и поэтому
человек должен знать, любить его, заботиться о нем. В зимние месяцы
и в мае раскрывается тема «Вода»: дети уточняют
представление о ее свойствах, значении в жизни всех живых существ, получают
знания о водных экосистемах.
Данная технология экологического воспитания обеспечивает всестороннее развитие детей. Весь учебный год совершенствуется интеллект: непрерывно расширяется кругозор, развиваются сенсорика и наблюдательность, они учатся устанавливать связи, зависимости, обнаруживать причины и следствия, использовать мерку, модели, схемы; развиваются разные формы речи - диалог, описание, объяснение, рассказ.
Эстетическое развитие сопряжено с тем, что дети учатся видеть красоту в любых естественных проявлениях здорового живого организма и наслаждаться ею, понимать красоту природы, запечатленную в произведениях искусства (музыке, поэзии, живописи, графике, предметах прикладного искусства), и создавать ее своими руками через разные формы изобразительной деятельности. Не остается в стороне и физическое развитие: практически и через беседы дети приобщаются к пониманию здоровья как ценности, которую надо беречь с малых лет.
22.10.2021
Возрожденный День древонасаждений – дань уважения к природе, воспитание экологического сознания, что способствует укреплению физического и душевного здоровья. Историческая справка. Подобные акции много раз проводились в разные времена и всегда имели успех. Поэтому пора вспомнить все лучшее и постепенно научить ребенка пользоваться природными ресурсами для восстановления гармонии в себе и в окружающем его мире.
Просмотров всего: , сегодня: