Программа доп. образования танцевальной студии Каблучок

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
детский сад №11 «Теремок»

ПРИНЯТО педагогическим советом.
Протокол №1 от «30.08.2024 г.»

УТВЕРЖДАЮ:
Заведующий МБДОУ
__________ Е.И. Дорохова
Приказ №___ от 30.08.2024г.

ПРОГРАММА ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
ДЛЯ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
«КАБЛУЧОК»
на 2024-2025 учебный год

п.Орловский
2024г

Содержание:

Пояснительная записка

3

Учебный план

7

Учебно - тематический план

9

Содержание программы

22

Диагностический инструментарий

29

Учебно - методическое и информационное обеспечение

33

2

Пояснительная записка
Искусство танца - великолепное
средство воспитания маленького
человека. Оно обогащает духовный
мир, помогает ребенку раскрыться как
личность. Органичное соединение
движения и музыки формирует
атмосферу положительных эмоций,
которые раскрепощают ребенка,
делают его поведение естественным и
красивым.
Дополнительная общеразвивающая программа для детей дошкольного
возраста «Каблучок» (далее по тексту - Программа) имеет художественную
направленность.
В настоящее время к организации обучения и воспитания детей в ДОУ
предъявляют все более высокие требования. Общество хочет видеть будущего
школьника полноценным и всесторонне развитым. Поэтому необходимо с раннего
возраста развивать ребенка многогранно. Наиболее полное раскрытие творческих
потенциалов личности дошкольника в ДОУ определяется через выбор
хореографического направления.
Занятия танцем не только учат понимать и создавать прекрасное, они
развивают образное мышление и фантазию, память и трудолюбие, прививают
любовь к прекрасному и способствуют развитию всесторонне-гармоничной
личности дошкольника. Дошкольный возраст - один из наиболее ответственных
периодов в жизни каждого ребенка. Именно в эти годы закладываются основы
здоровья, гармоничного умственного, нравственного и физического развития
ребенка, формируется личность ребенка.
Ребенок, который умеет танцевать, развивается быстрее и гармоничнее своих
сверстников. Танец является богатейшим источником эстетических впечатлений
ребенка, формирует его художественное «я» как составную часть общества. Танец
органично сочетает в себе различные виды искусства, в частности, музыку, песню,
элементы театрального искусства, фольклор. Он воздействует на нравственный,
духовный мир людей различного возраста. Танец, без преувеличения, развивает
ребенка всесторонне. Из всего этого возник интерес и востребованность в
дополнительных услугах художественного направления, что и привело к созданию
дополнительной общеразвивающей программы для детей дошкольного возраста
«Каблучок».
Программа составлена на основе авторских программ и методик: «Ритмическая
мозаика» А. И. Бурениной, «Прекрасный мир танца» О. Н. Калининой, «Музыка,
3

движение, ритм» Н. Л. Фомичевой, «Талант - восьмое чудо света» М. Опришко,
«От жеста к танцу» Е. В. Горшковой.
Цель программы: формирование навыков выполнения танцевальных
движений посредством развития интереса к танцевальному искусству, приобщения
к миру танца, основанного на освоении языка выразительных движений.
Задачи:
- вызвать у детей интерес к искусству танца, пробуждать эмоциональный отклик
на музыку и танцевальные движения, помочь каждому ребенку раскрыться
эмоционально, ярко передавая танцевальный образ;
- учить детей владеть своим телом, обучить культуре движения, основам
классического, народного и детского - бального танца, музыкальной грамоте;
- учить детей вслушиваться в музыку, различать выразительные средства,
согласовывать свои движения с музыкой.
- развивать у детей активность, инициативу, умение преодолевать трудности;
- развивать чувство ритма, темпа, исполнительских навыков в танце;
художественно-творческих способностей;
- способствовать укреплению здоровья детей, развивая силу, выносливость,
ловкость, гибкость, координацию движений.
Программа составлена в соответствии с принципами:
Принципы построения программы:
• Поддержка разнообразия детства. Программа рассматривает разнообразие
какценность, образовательный ресурс и предполагает использование
разнообразия для обогащения образовательного процесса. Образовательная
деятельность выстраивается с учетом региональной специфики,
социокультурной ситуации развития каждого ребенка, его возрастных и
индивидуальных особенностей, ценностей, мнений и способов их
выражения.
• Сохранение уникальности и самоценности детства. Этот принцип
подразумеваетполноценное проживание ребенком всех этапов детства,
обогащение (амплификацию) детского развития.
• Позитивная социализация ребенка предполагает, что освоение ребенком
культурныхнорм, средств и способов деятельности, культурных образцов
поведения и общения с другими людьми, приобщение к традициям семьи,
общества, государства происходят в процессе сотрудничества со взрослыми
и другими детьми, направленного на создание предпосылок к полноценной
деятельности ребенка в изменяющемся мире.
• Личностно-развивающий и гуманистический характер взаимодействия
взрослых(родителей (законных представителей), педагогических и иных
работников Организации) и детей.
• Содействие и сотрудничество детей и взрослых, признание ребенка
полноценным участником (субъектом) образовательных отношений. Этот
4

•

•

•

•

принцип предполагает активное участие всех субъектов образовательных
отношений - как детей, так и взрослых - в реализации программы.
Сотрудничество Организации с семьей. Сотрудничество, кооперация с
семьей,открытость в отношении семьи, уважение семейных ценностей и
традиций, их учет в образовательной работе.
Индивидуализация дошкольного образования предполагает такое построение
образовательной деятельности, которое открывает возможности для
индивидуализации образовательного процесса, появления индивидуальной
траектории развития каждого ребенка с характерными для данного ребенка
спецификой и скоростью, учитывающей его интересы, мотивы, способности
и возрастно-психологические особенности.
Возрастная адекватность образования. Этот принцип предполагает подбор
педагогомсодержания и методов дошкольного образования в соответствии с
возрастными особенностями детей.
Развивающее вариативное образование. Этот принцип предполагает, что
образовательное содержание предлагается ребенку через разные виды
деятельности с учетом его актуальных и потенциальных возможностей
усвоения этого содержания и совершения им тех или иных действий, с
учетом его интересов, мотивов и способностей.
Характеристика возрастных особенностей

Возрастные особенности развития детей 5-6 лет
Характерной особенностью детей 5-6- лет является их стремление большей
самостоятельности
в
танцах,
к
точности
выполнения
движений,
заинтересованность в исполнении. Дети этого возраста способны проявить
творческую инициативу, внести в танец своё дополнение. Совершенствуется
умение отображать эмоционально-выразительный характер музыки, так как дети
глубже и сознательнее воспринимают музыкальное произведение, продолжает
развиваться координация движений. Особое значение имеют самостоятельная
деятельность и творческие проявления детей. Большое внимание следует уделять
вырабатыванию у детей умения двигаться свободно, непринуждённо, легко и
чётко.
Возрастные особенности развития детей 6-7 лет
Развитие у детей двигательных навыков способствует дальнейшему
накоплению представлений и впечатлений, их систематизации и обобщению. В
этом возрасте закрепляется умение выразительно и непринуждённо двигаться в
соответствии с разнообразным характером музыки. Дети могут дифференцировать
характер движений, управлять своим телом и способны координировать движения.
Необходимо подбирать более сложные движения и перестроения, рассчитанные на
5

быструю смену ориентиров. Дети свободно выполняют словесные задания.
Внимание уделяется воспитанию культуры поведения детей.
Ожидаемые результаты освоения Программы
К концу года возможно достижение освоения умений:
У детей 5-6 лет:
После первого года обучения занимающиеся знают о назначении отдельных
упражнений танцевально-ритмической гимнастики. Умеют выполнять простейшие
построения и перестроения. Умеют исполнять ритмические, бальные танцы и
комплексы упражнений второго года под музыку. Умеют ритмично двигаться в
различных музыкальных темпах и передавать хлопками и притопами простейший
ритмический рисунок. Знают основные танцевальные позиции рук и ног. Умеют
выполнять простейшие двигательные задания по креативной гимнастике этого
года обучения.Имеют представление о разновидностях танцев народов мира.
У детей 6-7 лет:
Обучающиеся владеют навыками по различным видам передвижений по залу
и приобретают определенный «запас» движений в общеразвивающих и
танцевальных упражнениях. Могут передавать характер музыкального
произведения в движении (веселый, грустный, лирический, героический и т.д.).
Могут хорошо ориентироваться в зале при проведении музыкально-подвижных
игр. Умеют выполнять специальные упражнения для согласования движений с
музыкой, владеют основами хореографических упражнений этого года обучения.
Умеют исполнять ритмические, народные, бальные танцы и комплексы
упражнений, а также двигательные задания по креативной гимнастике этого года
обучения.Имеют представление о танцевальных терминах, танцевальной азбуке, о
правилах танцевального этикета.
Участие в концерте является основной и конечной формой контроля знаний,
умений, навыков и творческой самореализации обучающихся.
Итоговое занятие проводится в форме участия в фестивалях, концертах для
родителей обучающихся.

6

Учебный план
Форма обучения: очная.
Количество обучающихся в группах до 15 человек.
Календарный учебный график: 1 раза в неделю, 4 раз в месяц (сентябрь - май).
Режим обучения:
I подгруппа (5-6 лет) - 1 занятие в неделю, продолжительность - 25 минут.
II подгруппа (6-7 лет) - 1 занятие в неделю, продолжительность - 30 минут.
Общая трудоемкость программы составляет: занятия
I подгруппа (5-6 лет) - 36 занятий.
II подгруппа (6-7 лет) - 36 занятия.
Срок реализации программы: один год.
Направление деятельности: музыкально - ритмические движения, элементы
русского танца, детский бальный танец, ритмика, элементы,эстрадного танца.
I подгруппа (5-6 лет)

№

Наименование модулей, разделов

Всего (часов)

1.

Модуль 1:
Музыкально - ритмические движения

7

2.

Модуль 2.
Элементы русского танца

7

3.

Модуль 3.
Детский бальный танец, ритмика

7

4.

Модуль 4.
Элементы народного танца

7

Модуль 4. Элементы эстрадного танца
5.

6.

7.

7
Отчетный концерт

1

Итого:

36

7

II подгруппа (6-7 лет)

№

Наименование модулей, разделов

Всего (часов)

1.

Модуль 1:
Музыкально - ритмические движения

7

2.

Модуль 2.
Элементы русского танца

7

3.

Модуль 3.
Детский бальный танец, ритмика

7

4.

Модуль 4.
Элементы народного танца

7

Модуль 4. Элементы эстрадного танца
5.

6.

7.

7
Отчетный концерт

1

Итого:

36

8

Учебно-тематическое планирование
I подгруппа (5-6 лет)
(занятия проводятся 1 раз в неделю)
№
п/п
1.
2.

4.

Тематическое планирование.
Диагностика уровня музыкально-двигательных способностей детей на
начало года.
Классический танец :
1. Повтор 1 года обучения.
2. Упражнения на ориентировку в пространстве:
- положение прямо (анфас), полуоборот, профиль;
- свободное размещение по залу, пары, тройки;
- квадрат А.Я.Вагановой.
3. Положения и движения рук:
- перевод рук из одного положения в другое.
4. Положения и движения ног:
- позиции ног (выворотные);
- шаги на полупальцах с продвижением вперед и назад;
- танцевальный шаг назад в медленном темпе;
- шаги с высоким подниманием ноги, согнутой в колени вперед и на
полупальцах (вперед, назад).
- relleve по 1,2,3 позициям (муз.раз. 1/2 ,1/4, 1/8);
- demi-plie по 1,2,3 поз.;
- сочетание полуприседания и подъема на полупальцы;
- sotte по 1,2,6 поз.;
- sotte в повороте (по точкам зала).
5. Танцевальные комбинации.
Народный танец :
1. Повтор 1 года обучения.
2. Положения и движения рук:
- положение на поясе – кулачком;
- смена ладошки на кулачок;
- переводы рук из одного положения в другое (в характере рус.танца);
- хлопки в ладоши – двойные, тройные;
- руки перед грудью – «полочка»;
- «приглашение».
3. Положение рук в паре:
- «лодочка» (поворот по руку);
- «под ручки» (лицом вперед);
- «под ручки» (лицом друг к другу);
- сзади за талию ( по парам, по тройкам).
4. Движения ног:
- шаг с каблука в народном характере;
- простой шаг с притопом;
9

5.

- простой переменный шаг с выносом ноги на каблук в сторону (в конце
музыкального такта);
- простой переменный шаг с выносом ноги на пятку в сторону и
одновременным открыванием рук в стороны (в заниженную 2 позицию);
- battementtendu вперед и в сторону на носок (каблук) по 1 свободной поз.,
в сочетании с demi-plie;
- battementtendu вперед, в сторону на носок с переводом на каблук по 1
свободной поз., в сочетании с притопом;
- притоп простой, двойной, тройной;
- простой русский шаг назад через полупальцы на всю стопу;
- простой шаг с притопом с продвижением вперед, назад;
- танцевальный шаг по парам (на последнюю долю приседание и поворот
корпуса в сторону друг друга);
- простой бытовой шаг по парам под ручку вперед , назад;
- простой бытовой шаг по парам в повороте, взявшись под руку
противоположными руками;
- танцевальный шаг по парам, тройками (положение рук сзади за талию);
- прыжки с поджатыми ногами;
- «шаркающий шаг»;
- «елочка»;
- «гармошка»;
- поклон на месте с руками;
- поклон с продвижением вперед и отходом назад;
- боковые перескоки с ноги на ногу по 1 прямой позиции;
- «ковырялочка» с двойным и тройным притопом;
- «припадание» вперед и назад по 1 прямой позиции.
(мальчики)
- подготовка к присядке (плавное и резкое опускание вниз по 1 прямой и
свободной позиции);
- подскоки на двух ногах ( 1 прямая, свободная позиция).
(девочки)
- простой бег с открыванием рук в подготовительную позицию ( вверху,
между 2 и 3 позициями)
- маленькое приседание (с наклоном корпуса), руки перед грудью
«полочка»;
- бег с сгибанием ног назад по диагонали, руки перед грудью «полочка»;
5. Упражнения на ориентировку в пространстве:
- диагональ;
- простейшие перестроения: колонна по одному, по парам, тройкам, по
четыре;
- «звездочка»;
- «ручеек»;
- «змейка».
6. Танцевальные комбинации.
Бальный танец:
1. Постановка корпуса, головы, рук и ног.
10

1. Движения ног:
- шаги: бытовой, танцевальный;
- поклон и реверанс;
- « боковой галоп» простой, с притопом (по кругу, по линиям);
- «пике» (одинарный, двойной) в прыжке;
- легкий бег на носках по кругу по парам лицом и спиной вперед.
2. Движения в паре:
- (мальчик) присед на одно колено, (девочка) легкий бег вокруг мальчика;
- « боковой галоп» вправо, влево;
- легкое покачивание лицом друг к другу в правую сторону.
3. Положения рук в паре:
- основная позиция;
- «корзиночка».
4. Танцевальные комбинации.
6.
Этюды:
- сюжетный танец «Полька»;
- «Кадриль»;
- «Мы звезды».
7.
Подготовка к итоговому контрольному занятию.
8.
Итоговое контрольное занятие.
9.
Диагностика уровня музыкально-двигательных способностей детей
дошкольного возраста.
ИТОГО: 36 часов

II подгруппа (6-7 лет)
(занятия 1 раз в неделю)
№ п/п
1.
2.

3.

Тематическое планирование.
Диагностика уровня музыкально-двигательных способностей детей на
начало года.
Классический танец:
1. Повтор 2 года обучения.
2. Движения рук:
- port de bras.
3. Движения рук:
-demi-plie ;
- battementtendu;
- passé;
- relleve.
4. Танцевальныекомбинации.
Народный танец:
1. Повтор 2 года обучения.
2. Положения и движения рук:
- переводы рук из одного положения в другое;
11

4.

- скользящий хлопок в ладоши, «тарелочки»;
- скользящий хлопок по бедру по голени (мальчики);
- взмахи платочком (девочки).
3. Движения ног:
- поклон в русском характере;
- кадрильный шаг с каблука;
- шаркающий шаг (каблуком, полупальцами по полу);
- пружинящий шаг;
- хороводный шаг;
- хороводный шаг с остановкой ноги сзади;
- хороводный шаг с выносом ноги вперед на носок;
- переменный ход вперед, назад;
- «ковырялочка» (с притопом, с приседанием, с открыванием рук);
- ковырялочка с подскоком;
- боковое «припадание» по 3 поз.;
- «припадание» в повороте;
- перескоки с ноги на ногу по 3 свободной позиции на месте и с
продвижением в сторону;
- поочередное выбрасывание ног перед собой или крест на крест на носок
или ребро каблука (на месте или с отходом назад);
- подготовка к «веревочке»;
- «веревочка»;
- прыжок с поджатыми;
(девочки):
- вращение на полупальцах;
(мальчики):
- присядка «мячик» (руки на поясе – кулачком, руки перед грудью
«полочка»);
- присядка по 6 поз.с выносом ноги вперед на всю стопу;
- присядка по 1 свободной позиции с выносом ноги на носок или каблук;
- скользящий хлопок по бедру, по голени;
-одинарные удары по внешней и внутренней стороне голени с
продвижением вперед и назад;
- «гусиный шаг».
4. Движения в паре:
- соскок на две ноги лицом друг к другу;
- пружинящий шаг под ручку ( в повороте).
6. Упражнения на ориентировку в пространстве:
- «воротца»;
- «карусель».
5. Танцевальные комбинации.
Бальный танец:
1. Повтор 2 года обучения.
2. Положения и движения ног:
Полька:
- par польки (по одному, по парам);
12

- par польки в сочетании с подскоками;
- «пике» с одинарным и двойным ударом о пол (с продвижением назад);
- прыжок из 6 во 2 позицию на одну ногу;
- «подскоки» в повороте (по одному и по парам).
Вальс:
- par вальса (по одному, по парам);
- parbalance (на месте, с продвижением вперед, назад).
Чарльстон:
- основное движение – «чарльстона»;
- двойной чарльстон;
- чередование одинарного и двойного чарльстона;
- чарльстон с точкой вперед, назад, с продвижением вперед, назад, с
поворотом;
- пружинящий шаг с открыванием рук в стороны.
3. Движения в паре:
- легкий бег на полупальцах по парам лицом и спиной вперд с поворотом
через середину;
- легкий бег по парам на полупальцах по кругу (девочка исполняет поворот
под руку на сильную долю такта).
4. Танцевальные комбинации.
5.
Этюды:
- «Русская плясовая»;
- «Полька»;
- «Чарльстон».
6.
Подготовка к итоговому контрольному занятию.
7.
Итоговое контрольное занятие.
8.
Диагностика уровня музыкально-двигательных способностей детей
дошкольного возраста.
ИТОГО: 36 часов.

Календарное планирование дляI подгруппы (5-6 лет)
месяц 1 неделя
Занятие 1.
Диагностика
уровня
С
музыкально-двиг
Е
ательных
Н
способностей
Т
детей на начало

2 неделя
Занятие 2.
Положения и
движения ног.
Положения и
движения рук.

13

3 неделя
Занятие 3.
Упражнения на
ориентировку в
пространстве:
-положение
прямо (анфас),
полуоборот,

4 неделя
Занятие 4.
Упражнения на
ориентировку в
пространстве:
- квадрат
А.Я.Вагановой;
Положения и

Я
Б
Р
Ь

О
К
Т
Я
Б
Р
Ь

Н
О
Я
Б
Р
Ь

года.
Упражнения на
ориентировку в
пространстве.

Занятие 5.
Положения и
движения ног:
- demi – plie по
1,2,3 позициям.
- сочетание
маленького
приседания и
подъема на
полупальцы.
Положения и
движения ног:
- шаги на
полупальцах с
продвижением
вперед и назад.
- танцевальный
шаг назад в
медленном
темпе.
Занятие 9.
Повторение 1
года обучения.
Положения и
движения ног.
Повторение 1
года обучения.
Положения и
движения рук.

профиль.
движения ног:
Положения и
-sotte по 1,2.6
движения ног:
позиции по
- позиции
точкам зала.
ног(выворотные)
Положения и
;
движения ног:
- relleve по 1,2,3 - sotte в повороте
позициям.
(по точкам зала).
Занятие 7.
Занятие 8.
Танцевальная
Сюжетный
комбинация,
танец
основанная на
«Мотылек».
элементах
Сюжетный
классического
танец
танца.
«Мотылек».

Занятие 6.
Упражнения на
ориентировку в
пространстве:
- свободное
размещение по
залу, пары,
тройки.
Положения и
Танцевальная
движения ног:
комбинация,
- шаги с высоким основанная на
подниманием
элементах
ноги согнутой в
классического
колене вперед и
танца.
назад на
полупальцах.
Положения и
движения ног:
- demi-plie с
одновременной
работой рук.
Занятие 10.
Занятие 11.
Занятие 12.
Повторение 1
Движения ног:
Движения ног:
года обучения. - шаг с каблука в
- простой
Положения и
народном
переменный шаг
движения ног.
характере;
с выносом ноги
Положения и
- простой шаг с
на каблук в
движения рук:
притопом.
сторону (в конце
- положение рук
Положения и
музыкального
на поясе –
движения рук:
такта).
кулачком;
- переводы рук
Движения ног:
- смена ладошки
из одного
- простой
на кулачок.
положения в
переменный шаг
другое (в
с выносом ноги
характере
на пятку в
русского танца).
сторону и
одновременной
открыванием рук
14

Д
Е
К
А
Б
Р
Ь

Я
Н
В
А
Р
Ь

в стороны (в
заниженную 2
позицию).
Занятие 15.
Занятие 16.
Положения рук в Движения ног:
паре:
- простой
- «лодочка»
дробный ход (с
(поворот под
работой рук и
руку).
без).
Движения ног: Положения рук в
Простой шаг с
паре:
притопом с
- «под ручки»
продвижением
(лицом вперед).
вперед, назад.
Движения ног:
- простой
бытовой шаг по
парам под ручку
вперед, назад;
- танцевальный
шаг по парам (на
последнюю
долю
приседание и
поворот корпуса
в сторону друг
друга).

Занятие 13.
Занятие 14.
Движения ног:
Положения и
- battementtendu
движения рук:
вперед и в
сторону на носок «приглашение».
(каблук) по 1
Движения ног:
свободной
- простой
позиции, в
русский шаг
сочетании с
назад через
demi-plie.
полупальцы на
Движения ног:
всю стопу.
- притоп
Положения и
простой,
движения рук:
двойной,
- хлопки в
тройной;
ладоши –
- battementtendu
двойные,
вперед, в
тройные;
сторону на носок
- руки перед
с переводом на
грудью –
каблук по 1
«полочка».
свободной
позиции, в
сочетании с
притопом.
Занятие 17.
Положение рук в
Занятие 18.
паре:
Положения рук в
- «под ручки»
паре:
(лицом друг к
Занятие 19.
- сзади за талию
Занятие 20.
другу).
Упражнения на
(по парам,
Танцевальная
Движения ног:
ориентировку в
тройкам).
комбинация,
-простой
пространстве:
Движения ног:
построенная на
бытовой шаг по
- «змейка»;
- танцевальный
шагах народного
парам в
- «ручеек».
шаг по парам,
танца.
повороте,
Танцевальная
тройкам (
Движения ног:
взявшись под
комбинация,
положение рук
- прыжки с
ручку
построенная на
сзади за талию).
поджатыми
противоположн
шагах народного
Упражнения на
ногами.
ыми руками.
танца.
ориентировку в
Упражнения на
пространстве:
ориентировку в
- диагональ.
пространстве:
- простейшие
15

Ф
Е
В
Р
А
Л
Ь

М
А
Р
Т

перестроения :
колонна по
одному, по
парам, тройкам,
по четыре.
Занятие 21.
Движения ног:
- «шаркающий
шаг».
Движения ног:
- «елочка»;
(мальчики):
- подготовка к
присядке
(плавное и
резкое
опускание вниз
по 1 прямой и
свободной
позиции).

Занятие 22.
Занятие 23.
Занятие 24.
Движения ног:
Движения ног:
Упражнения на
- «гармошка»; - поклон на месте ориентировку в
(девочки):
с руками;
пространстве:
- простой бег с
- поклон с
- «звездочка».
открыванием рук продвижением
Упражнения на
в
вперед и
ориентировку в
подготовительну отходом назад.
пространстве:
ю позицию
Движения ног:
- «корзиночка».
(вверху, между 2
(мальчики):
и 3 позициями).
- подскоки на
Движения ног:
двух ногах (1
- «ковырялочка»
прямая,
с двойным и
свободная
тройным
позиция);
притопом;
(девочки):
(девочки):
- бег с сгибанием
- маленькое
ног назад по
приседание (с
диагонали, руки
наклоном
перед грудью
корпуса), руки
«полочка».
перед грудью
«полочка».
Занятие 25.
Занятие 26.
Занятие 27.
Занятие 28.
Движения ног:
Танцевальная
«Кадриль».
Постановка
- боковые
комбинация,
корпуса, головы,
перескоки с ноги построенная на
рук и ног.
на ногу по 1
движениях
Движения ног:
прямой позиции.
народного
- шаги: бытовой
Движения ног:
танца.
и танцевальный.
- «припадание»
Танцевальная
Движения ног:
вперед и назад
комбинация,
- поклон,
по 1 прямой
построенная на
реверанс.
позиции.
движениях
народного
танца.
Занятие 29.
Занятие 30.
Занятие 31.
Занятие 32.
Движения ног:
Движения ног: Положения рук в
Движения в
-«боковой
- «пике»
паре:
паре:
галоп» простой
(одинарный) в
- основная
- «боковой
(по кругу).
прыжке.
позиция.
галоп» вправо,
16

А
П
Р
Е
Л
Ь

М
А
Й

Движения ног:
- «боковой
галоп» с
притопом (по
линиям).

Движения ног:
- «пике»
(двойной) в
прыжке.

Занятие 33.
Движения ног:
- боковой
подъемный шаг.
Положения рук в
паре:
- «корзиночка».

Занятие 34.
Танцевальная
комбинация,
построенная на
элементах
бального танца.

Движения ног:
- легкий бег на
полупальцах по
кругу по парам
лицом и спиной
вперед.
Движения в
паре:
- (мальчик)
присед на одно
колено,
(девочка) легкий
бег вокруг
мальчика.
Занятие 35.
Подготовка к
итоговому
занятию.

влево.
Движения в
паре:
- легкое
покачивание
лицом друг к
другу;
- поворот по
парам.

Занятие 36.
Итоговое
контрольное
занятие.

Календарное планирование для II подгруппы (6-7 лет)
месяц

С
Е
Н
Т
Я

1 неделя
Занятие 1.
Диагностика
уровня
музыкально-двиг
ательных
способностей
детей на начало
года.

2 неделя
Занятие 2.
Повторение 2
года обучения.
Классический
танец
(положения и
движения ног).
Движениярук:
17

3 неделя
Занятие 3.
(к.т.)
Движения ног:
- relleve.
Движения ног:
- demi – plie.

4 неделя
Занятие 4.
(к.т.)
Движения ног:
- battementtendu.
Движенияног:
- passé.

Б
Р
Ь

О
К
Т
Я
Б
Р
Ь

Н
О
Я
Б
Р
Ь

Д
Е
К
А
Б
Р
Ь

Классический
танец
(упражнения на
ориентировку в
пространстве,
положения и
движения рук)
Занятие 5.
Народный танец
(положения и
движения рук,
положения рук в
паре), (движения
ног, упражнения
на ориентировку
в пространстве).

- port de bras.

Занятие 6.
Народный танец
(движения ног,
упражнения на
ориентировку в
пространстве).
Положения и
движения рук:
- переводы рук из
одного
положения в
другое.
Занятие 9.
Занятие 10.
(н.т.)
(н.т.)
Движения ног:
Упражнения на
- переменный
ориентировку в
ход вперед,
пространстве:
назад.
- «воротца»;
Положения и
- « карусель».
движения рук:
Движения ног:
- скользящий
- боковое
хлопок в ладоши «припадание» по
- «тарелочки»;
3 позиции.
(девочки):
- взмахи
платочком.

Занятие 7.
(н.т.)
Движения ног:
- поклон в
русском
характере.
Движения ног:
- хороводный
шаг.

Занятие 13.
(н.т.)
Движения ног:
- кадрильный
шаг с каблука.
Движения ног:
- шаркающий
шаг (каблуком по
полу).

Занятие 15.
Занятие 16.
(н.т.)
(н.т.)
Движения ног:
Движения ног:
- «ковырялочка»
- перескоки с
(с притопом, с
ноги на ногу по 3
приседанием, с
свободной
открыванием
позиции на
рук).
месте.
Движения ног:
Движения ног:
«ковырялочка» с
- перескоки с
подскоком.
ноги на ногу по 3
свободной

Занятие 14.
(н.т.)
Движения ног:
- шаркающий
шаг
(полупальцами
по полу).
Движения ног:
- пружинящий
шаг.

18

Занятие 8.
(н.т.)
Движения ног:
- хороводный
шаг с остановкой
ноги сзади.
Движения ног:
- хороводный
шаг с выносом
ноги на носок
вперед.

Занятие 11.
Занятие 12.
(н.т.)
(н.т.)
Движения ног:
Танцевальная
- «припадание» в
комбинация,
повороте.
основанная на
Положения и
движениях
движения рук:
народного танца
- скользящий
(хороводная).
хлопок по бедру,
по голени.

Я
Н
В
А
Р
Ь

Ф
Е
В
Р
А
Л
Ь

позиции с
продвижением в
сторону.
Занятие 17.
Занятие 18.
Занятие 19.
Занятие 20.
(н.т.)
(н.т.)
(н.т.)
(н.т.)
Движения ног:
Движения ног:
Движения ног:
Движения ног:
- поочередное
- подготовка к
- прыжок с
- пружинящий
выбрасывание
«веревочке».
поджатыми;
шаг под ручку по
ног перед собой
Движения ног:
(мальчики):
кругу;
или крест на
- «веревочка».
- присядка
(мальчики):
крест на носок
«мячик» (руки на -присядка по 6
или ребро
поясе –
позиции с
каблука на месте.
кулачком).
выносом ноги
Движения ног:
Движения ног:
вперед на всю
- поочередное
(мальчики):
стопу.
выбрасывание
- присядка
Движения ног:
ног перед собой
«мячик» (руки
- пружинящий
или крест на
перед грудью
шаг под ручку в
крест на носок
«полочка»).
повороте;
или ребро
Движения в
(мальчики):
каблука с
паре:
- присядка по 1
отходом назад.
- соскок на две
свободной
ноги лицом друг
позиции с
другу.
выносом ноги
вперед на всю
стопу или
каблук.
Занятие 21.
Занятие 22.
Занятие 23.
Занятие 24.
(н.т.)
(н.т.)
«Русская
Бальный танец
Упражнения на
Упражнения на
плясовая».
(движения ног,
ориентировку в
ориентировку в
«Русская
положения рук в
пространстве:
пространстве:
плясовая».
паре, движения в
- «воротца».
- «карусель».
паре).
Движения ног:
Танцевальная
(б.т.)
(мальчики):
комбинация,
Движения ног:
- одинарные
основанная на
Полька:
удары ладонями основе движений
- par польки (по
по внутренней
народного танца
одному);
или внешней
(плясовая).
- par польки ( по
стороне голени с
Танцевальная
парам).
продвижением
комбинация,
вперед и назад.
основанная на
Движения ног: основе движений
(девочки):
народного танца
- вращение на
(плясовая).
полупальцах;
19

М
А
Р
Т

А
П
Р
Е
Л
Ь

(мальчики):
- «гусиный шаг».
Занятие 25.
(б.т.)
Движения ног:
Полька:
- «подскоки» (по
одному, по
парам);
- «подскоки» в
повороте.
(б.т.)
Движения ног:
Полька:
- par польки в
сочетании с
«подскоками».

Занятие 26.
(б.т.)
Движения ног:
Полька:
- «пике» с
одинарным и
двойным ударом
о пол (с
продвижением
назад).
(б.т.)
Движения ног:
Полька:
- прыжок из 6
позиции во 2
позицию на одну
ногу.
Занятие 29.
Занятие 30.
(б.т.)
(б.т.)
Движения в
Движения ног:
паре:
Чарльстон- par
- легкий бег на
полонеза;
полупальцах по - par полонеза (в
парам, лицом и парах, по кругу).
спиной вперед (с
(б.т.)
поворотом через
Танцевальная
середину);
комбинация,
- легкий бег по
построенная на
парам на
основных шагах
полупальцах по
(«Полонез»).
кругу (девочка
выполняет
поворот под руку
на сильную долю
такта).
(б.т.)
Танцевальная
комбинация,
основанная на
движениях
бального танца
(«Вальс»).
Занятие 33.
Занятие 34.
(б.т.)
(б.т.)
20

Занятие 27.
(б.т.)
Танцевальная
комбинация,
основанная на
движениях
бального танца
(«Полька»).
(б.т.)
Танцевальная
комбинация,
основанная на
движениях
бального танца
(«Полька»).

Занятие 28.
(б.т.)
Движения ног:
Вальс:
- par вальса (по
одному, по
парам).
(б.т.)
Движения ног:
Вальс:
- parbalance (на
месте, с
продвижением
вперед, назад).

Занятие 31.
(б.т.)
Движения ног:
Чарльстон:
- основное
движение
«Чарльстона».
(б.т.)
Движения ног:
Чарльстон:
- двойной
чарльстон.

Занятие 32.
(б.т.)
Движения ног:
Чарльстон:
- чередование
двойного и
одинарного
чарльстона.
(б.т.)
Движения ног:
Чарльстон:
- чарльстон с
точкой вперед,
назад

Занятие 35.
Подготовка к

Занятие 36.
Итоговое

М
А
Й

Движения ног:
Чарльстон:
- чарльстон с
продвижением
вперд, назад и с
поворотом.

Движения ног:
Чарльстон:
- пружинящий
шаг с
открыванием рук
в
стороны.«Чарльс
тон».

21

контрольному
итоговому
занятию.

контрольное
занятие.
Диагностика
уровня
музыкально-двиг
ательных
способностей
детей.

Содержание Программы
Долгосрочность освоения Программы определяется:
- постепенным характером формирования физического аппарата
обучающихся для освоения и в связи с этим постепенное усложнение
образовательной программы;
- процессами психического развития обучающихся;
- большим объемом материала, многопредметностью;
- групповым характером освоения программы и предъявления
образовательного результата.
Занятия проводятся 1 раз в неделю.
Длительность занятий на первом году обучения - 25 минут, на втором –
30 минут.
Обязательными условиями проведения занятий в музыкальном зале
являются:
✓ соответствие зала и занятий санитарным нормам и правилам;
✓ наличие формы;
✓ наполняемость групп не менее 5 человек.
СТРУКТУРА ЗАНЯТИЯ
Занятие состоит из подготовительной (вводной), основной и
заключительной частей и начинается с поклона.
Вводную часть составляют упражнения и движения динамического
характера, воздействующие на весь организм: ходьба, бег, прыжки. Затем
следует основная часть, в которой реализуются задачи этапов обучения. Здесь
включены танцевальные движения, творческие задания, танцевальные
композиции, хороводы, задания на построение и перестроение. В этой части
задания обучающиеся самостоятельно могут создавать музыкальные образы.
Упражнения распределяются с учетом возрастания физиологической нагрузки
в основной части занятия: в подготовительной части объединяются
упражнения простые по координации, малые по амплитуде и выполняемые в
медленном умеренном темпе; постепенное увеличение этих параметров
движения и темпа приводит к усилению нагрузки в основной части; в
заключительной части нагрузка постепенно снижается.
Музыка на занятии доступна восприятию обучающихся. Используются
детские песни, песни из мультфильмов, эстрадные и классические
произведения. Музыкальные стили и темп на протяжении занятия меняются,
но основной темп - умеренный.
ВИДЫ И ТИПЫ ЗАНЯТИЙ
Занятия проводятся с применением различных структур:
I. Традиционное занятие

22

II. Тематическое занятие
III. Сюжетное занятие
IV. Игровое занятие
V. Занятие - импровизация
Ниже приводится краткая характеристика каждому виду занятия.
I.
Традиционные занятия делятся на:
1. обучающие;
2. закрепляющие;
3. итоговые.
1. Обучающие занятия. На занятиях детально разбирается движение.
Обучение начинается с раскладки и разучивания упражнений в медленном
темпе. Объясняется прием его исполнения. На занятии может быть введено не
более 2-3 комбинаций.
2. Закрепляющие занятия. Предполагают повтор движений или
комбинаций не менее 3-4 раз. Первые повторы исполняются вместе с
педагогом. При повторах выбирается кто-то из обучающихся, выполняющих
движение правильно, лучше других, или идет соревнование - игра между
второй и первой линиями. И в этом и в другом случае обучающиеся играют
роль солиста или как бы помощника педагога.
3. Итоговые занятия. Обучающиеся практически самостоятельно, без
подсказки, должны уметь выполнять все заученные ими движения и
танцевальные комбинации.
II.
Тематическое занятие
Оно состоит из подготовительной, основной и заключительной частей.
Цель занятия: Воспитание интереса, потребности в движениях под
музыку, развитие гибкости, пластичности, развитие способности к
выразительному исполнению движений.
На занятии используются:
1. Основные виды движений:
а) ходьба бодрая, спокойная, на полупальцах, на носках, топающим
шагом, вперед и назад (спиной), с высоки подниманием колена (высокий шаг)
в разном темпе и ритме, ходьба гусиным шагом и др.;
б) бег - легкий, ритмичный, передающий различный образ («бабочки»,
«птички», «ручейки» и т.д.), широкий («волк»), острый (бежим по «горячему
песку») и др.;
в)
прыжковые движения - на двух ногах на месте, с продвижением
вперед, прямой галоп - «лошадки», легкое поскакивание и др.
2.
Общеразвивающие упражнения на различные группы мышц:
упражнения на развитие гибкости, пластичности, точности и ловкости

23

движений, координации рук и ног.
3.
Плясовые движения:
- элементы народных плясок, доступных по координации. Например,
поочередное выставление ноги на пятку, притопывание одной ногой
«выбрасывание» ног, полуприседание для девочек, и полуприсядка для
мальчиков и др.;
- разучивание танцевальных упражнений: шаг польки, приставной
шаг, поскоки и др., а также разучивание музыкально-ритмических
композиций.
III. Сюжетное занятие
Сюжетное занятие выстраивается в соответствии с содержанием
русских и зарубежных сказок. В сюжетном занятии преобладают
имитационные движения - разнообразные, образно-игровые движения, жесты
раскрывающие понятный обучающимся образ, динамику его настроений или
состояний (в природе, в настроениях человека и животных, в вымышленных
игровых ситуациях).
Цель занятия:развивать у обучающихся умение сочувствовать,
сопереживатьдругим людям и животным - персонажам сказок. Развивать
художественно-творческие
способности
посредством
танцевальных
движений. Сюжетное занятие проводится по заданному сценарию сказки, или
произведения.
Занятие состоит из основных трех частей.
Подготовительная часть: сюда входят разминка и общеразвивающие
упражнения, в которых отражен сюжет занятия, т.е. «сказочная зарядка».
Основная часть: это кульминация - наивысшая точка развития сюжета. В
основную
часть
входят
музыкально-ритмические
композиции,
соответствующие сценарию.
Заключительная часть - развязка на достижение целей, которые были
поставлены в начале занятия перед обучающимися.
Можно использовать следующие сюжетные темы:
«На балу у Золушки», «Зимняя сказка», «В гостях у Белоснежки»и т.д..
IV.
Игровое занятие
Игровое занятие по структуре напоминает сюжетное занятие.
Цель занятия: способствовать развитию у обучающихся творческих и
физических способностей. Содействовать развитию прыгучести, ловкости,
координации движений, ориентирование в пространстве.
Занятие состоит из трех частей: подготовительная, основная,
заключительная.
В подготовительной части проводится разминка и общеразвивающие

24

упражнения. Характер упражнений соответствует теме, предлагаемой
педагогом по типу зарядки.
Основная часть занятия включает в себя подвижные игры, отражающие
тему занятия.
В заключительной части используются музыкально-ритмические
композиции, соответствующие данной теме занятия.
Можно использовать следующие темы игровых занятий:
«В коробке с карандашами», «На птичьем дворе», «Во саду ли в
огороде», «Из бабушкиного сундучка и др.
Возможно итоговое занятие, которое проводится в виде диагностики
развития музыкальных и двигательных способностей по всем видам
деятельности музыкального движения, усвоенному в какой-то определенный
отрезок времени: например,гимнастический комплекс, элементы русского
народного танца, ритмические рисунки и т. д., для достижения наибольшей
эффективности результатов необходима строгая продуманность каждого
занятия, отдельных его частей, использование широкого арсенала
методических приемов обучения, индивидуальный подход.
V.
Занятие - импровизация
На этих занятиях обучающиеся танцуют придуманные ими вариации
или сочиняют танец на тему, данную им педагогом. Такие задания развивают
фантазию. Обучающийся через пластику своего тела пытается показать,
изобразить, передать свое видение образа. Занятие- импровизация, как
правило, проходит в конце учебного года. У обучающихся развиты
двигательные навыки, накоплен разнообразный музыкально-ритмический
репертуар, что способствует творческому мышлению, воображению и
фантазии. Можно использовать такие темы, как «Разноцветная радуга»,
«Танцевальный калейдоскоп» и др.Занятие-импровизация проходит в
свободной импровизированной форме.
Цель занятия: повторить изученный материал по танцам. Учить
импровизировать под музыку. Способствовать развитию импровизации,
творческих способностей.
Следует помнить о физической, психической, эмоциональной
нагрузках, стараться не переутомлять обучающихся большим количеством
материала, избегать однообразных заданий. Занятия должны приносить
радость, удовлетворение от преодоления трудностей, раскрывать их
творческий потенциал. Надо шире привлекать к показу движений,
объяснению двигательных заданий и правил игры, оценки деятельности друг
друга.

25

ЭТАПЫ ПРОЦЕССА ОБУЧЕНИЯ
Целостный процесс обучения танцам можно условно разделить на три
этапа:
Начальный этап - обучению упражнению (отдельному движению);
Этап углубленного разучивания упражнения;
Этап закрепления и совершенствования упражнения.
Начальный этап обучения характеризуется созданием предварительного
представления об упражнении. На этом этапе обучения педагог рассказывает,
объясняет и демонстрирует упражнения, а обучающиеся пытаются воссоздать
увиденное, опробывают упражнение, подражая педагогу. Название
упражнений, вводимое педагогом на начальном этапе, создает условия для
формирования его образа, активизирует работу центральной нервной
системы. Показ упражнения происходит в зеркальном изображении.
Объяснение техники исполнения упражнения дополняет ту информацию,
которую обучающийся получил при просмотре. Первые попытки опробования
упражнения имеют большое значение при дальнейшем формировании
двигательного навыка. При обучении несложным упражнениям (например,
основные движения руками, ногами, головой, туловищем, простейшие
прыжки и др.) начальный этап обучения может закончиться уже на первых
попытках. При обучении сложным движениям (например, разнонаправленные
движения руками, ногами, головой в упражнениях танцевального характера)
педагог должен выбрать наиболее рациональные методы и приемы
дальнейшего формирования представления о технической основе
упражнения. Если упражнение можно разделить на составные части,
целесообразно применять расчлененный метод. Например: изучить сначала
движениетолько ногами, затем руками, далее соединить эти движения вместе
и только после этого продолжить дальнейшее обучение упражнению. Успех
начального этапа обучения зависит от умелого предупреждения и
исправления ошибок. При удачном выполнении упражнения целесообразно
его повторить несколько раз, закрепив тем самым предварительное
представление о нем.
Этап углубленного разучивания упражнения характеризуется
уточнением и совершенствованием деталей техники его выполнения.
Основная задача этапа сводится к уточнению двигательных действий,
пониманию закономерностей движения, усовершенствования ритма,
свободного и слитного выполнения упражнения. Главным условием обучения
на этом этапе является целостное выполнение упражнения. Количество
повторений в занятии увеличивается, по сравнению с предыдущим этапом. На
этапе углубленного разучивания дети приобретают некоторый опыт в

26

исполнении движений по показу педагога и запоминают несколько
композиций. Все это способствует развитию у обучающихся самостоятельно
выполнять выученные упражнения в целом.
Этап закрепления и совершенствования характеризуется образованием
двигательного навыка, переходом его к творческому самовыражению в
движении под музыку. Задача педагога на этом этапе состоит не только в
закреплении двигательного навыка, но и в создании условий для
формирования движений более высокого уровня, выполнение которых можно
было бы использовать в комбинации с другими упражнениями. На этом этапе
необходимо совершенствовать качество исполнения упражнений и
формировать
у
обучающихся
индивидуальный
стиль.
Этап
совершенствования упражнений можно считать завершенным лишь только
тогда, когда обучающиеся начнут свободно двигаться с полной
эмоциональной и эстетической отдачей. Только после этого данное
упражнение можно применить с другими, ранее изученными упражнениями, в
различных комбинациях, комплексах и танцах. Подбор упражнений
соответствует возможности и подготовленности обучающихся.
Главным возбудителем фантазии является музыка. Поэтому
музыкальный материал подбирается особенно тщательно, по следующим
принципам:
➢ соответствие возрасту;
➢ художественность
музыкальных
произведений,
яркость,
динамичность их образов;
➢ моторный характер музыкального произведения, побуждающий к
движениям;
➢ разнообразие тематики, жанров, характера музыкальных
произведений на примерах народной, классической и современной музыки,
детских песен, музыки из мультфильмов. На основе подобранного
музыкального материала создается танцевальный репертуар. Важно, чтобы в
процессе занятий танцами, приобретение знаний, умений и навыков не
являлось самоцелью, а развивало музыкально - танцевальные и общие
способности, творчество, формировало основы духовной культуры
обучающихся.
Помимо основных разделов занятия на протяжении всего года ведется
работа над импровизационной, творческой деятельностью.
Обучающимся предлагается найти характерную пластику персонажа:
• Баба-Яга;
• добрая волшебница;
• злая фея;

27

• снежинки;
• звездочки;
• механическая кукла.
Предлагается освоить несколько композиционных построений:
− три колонны;
− из колонны в два круга;
− звездочка;
− змейка;
− движение по диагонали;
− сужение и расширение круга;
− круг в кругу.
Задача педагога состоит в том, чтобы создать условия для поиска
характерных особенностей пластики персонажей, деталей их поведения. В
процессе изучения курса обучающиеся знакомятся с основами танцевального
искусства, осваивают репертуар,показывают свое мастерство на детских
праздниках и концертах. Репертуар к программе подобран для каждого
возраста.
Методические приемы:
Игровой метод. Основным методом обучения хореографии
дошкольников является игра, так как игра - это основная деятельность,
естественное состояние детей дошкольного возраста. Речь идет не о
применении игры как средства разрядки и отдыха на занятии, а о том, чтобы
пронизывать занятие игровым началом, сделать игру его органическим
компонентом.
Наглядный метод - выразительный показ танцевальных движений под
счет, с музыкой.
Метод аналогий. В Программе широко используется метод аналогий с
животным и растительным миром (образ, поза, двигательная имитация), где
педагог, используя игровую атрибутику, образ, активирует пространственно образное мышление обучающегося, способствуя высвобождению скрытых
творческих возможностей подсознания.
Словесный метод. Это беседа о характере музыки, средствах ее
выразительности, объяснение методики исполнения движений, оценка.
Практический метод заключается в многократном выполнении
конкретного музыкально - ритмического движения.
Особенностью Программы является комплексность подхода при
реализации учебно-воспитательных задач, предполагающих, в первую
очередь, развивающую направленность программы, взаимосвязь на занятиях

28

различных видов художественной деятельности: речевой, музыкальной,
танцевальной, творческо-игровой. Работа ведется на основе классической,
народной и современной танцевальной деятельности с использованием
игровых методик и инновационных направлений (музыкально-игровое
творчество, импровизация, стилизация современных стилей), которые делают
ее интересной и современной. В Программу включены здоровьесберегающие
технологии: элементы самомассажа, дыхательнаягимнастика, игровой
стретчинг.
Предлагаемая Программа предназначена педагогам для работы с
детьми, независимо от наличия у них специальных физических данных, на
воспитание танцевальной культуры и привитие начальных навыков в
искусстве танца.
Диагностический инструментарий
В конце каждого периода обучения (учебного года), на протяжении
контрольно-учетных занятий проводится мониторинг степени освоения
обучающимися основ танцевального искусства.
Цель мониторинга:
• подтверждение эффективности педагогических воздействий с учётом
современных требований организации танцевального развития;
• внутренняя и внешняя коррекция танцевальной деятельности
обучающихся, её содержания.
Экспресс - мониторинг проводится по следующим показателям:
➢ Чувство ритма.
➢ Координация движений.
➢ Артистичность.
➢ Двигательная намять.
➢ Импровизация.
Выразительность движений.
Для выявления степени сформированности каждого показателя
применяется несколько заданий, игровых упражнений. Используемые
музыкальный материал и задания должны соответствовать возрастным
особенностям обучающихся.
Оценка проявлений обучающихся производится по каждому
показателю и осуществляется по 3-бальной системе (высокий уровень - 3
балла, средний - 2 балла, низкий - 1 балл).
Содержание мониторинга степени освоения обучающимися 5-6
лет основтанцевального искусства
1. Чувство ритма

29

Задания: А) Прохлопать ритмический рисунок без
музыкальногосопровождения. Б) Прохлопать ритмический рисунок
знакомой мелодии.
Критерии:
Высокий уровень:обучающийся самостоятельно повторяет
ритмический рисунок после показа педагога.
Средний уровень:обучающийся повторяет ритмический рисунок
без ошибок, но совместно с педагогом.
Низкий уровень:обучающийся затрудняется или не может
повторить ритмический рисунок даже совместно с педагогом.
2. Музыкально-ритмическая
координация
–
умениекоординировать(согласовывать) движения частей тела во
времени и пространстве под музыку для «решения конкретной задачи.
Задания: А) Пройти под ритмичную музыку (по выбору педагога)
координируя при этом движения рук ног и головы. Б) Пройти под музыку
меняя движение со сменой характера музыкального произведения (от
шага к бегу, от бега к подскоку). В) Умение ориентироваться в
пространстве сценической площадки, соблюдать интервалы.
Критерии:
Высокий уровень:Самостоятельное исполнение.
Средний уровень:С помощью педагога.
Низкий уровень:Не справляется с заданием.
3.
Двигательная память - одна из особенностей
координации, зависящая от работы зрительного и вестибюлярного
аппарата и других органов.
Задания: А) Повторить танцевальную комбинацию на основе знакомых
движений.
Критерии:
Высокий уровень:обучающийся самостоятельно повторяет движение
иликомбинацию, после показа педагога.
Средний уровень:обучающийся повторяет с подсказкой педагога.
Низкий уровень:обучающийся не может запомнить движение и
исполнить его, даже с подсказками педагога.
4. Артистичность.
Задания: Игра изобразительного характера, связанная с передачей того
или иного образа (животных, птиц, сказочных героев)
Критерии:
Высокий уровень:обучающийся с удовольствием, активно
включается в игру, точно и ярко передает игровой образ.

30

Средний уровень:обучающийся включается в игру, но
недостаточно ярко передает игровой образ.
Низкий уровень:обучающийся не хочет участвовать в предложенной
игре, если участвует, то не может передать образ.
Протокол обследования степени освоения обучающимися 5-6 лет основ
танцевального искусства
Фамилия,
имя
обучающего
ся

Оценка уровня освоения программы
Чувство
ритма

Координация
движений

аб

аб

Артистичность

Двигательная
память

Сумма
баллов

Оценка результатов:
Высокий уровень:18-21 баллов.
Средний уровень: 17-11 баллов.
Низкий уровень менее: 11 баллов.
Содержание мониторинга степени освоения обучающимися 6-7 лет
основтанцевального искусства
Диагностика проводится по следующим видам движений:
1.
Ходьба разного характера.
2.
Бег разного характера.
3.
Прыжки, подскоки, галоп.
4.
Танец (трехчастная форма).
5.
Творческие задания:
а) связанные с образом (кошки- мышки);
б) связанные с настроением (обидели, плакса, весельчак);
1. Чувство ритма - способность обучающегося воспринимать
чередование звуковых, двигательных элементов.
Высокий уровень- точно воспроизводить в хлопках ритмический
рисунок музыки, четко марширует под музыку, умеет ускорять и
замедлять темп ходьбы.
Средний уровень- не точно воспроизводит ритмический рисунок
мелодии (в хлопках и притопах), Соответствие движений ритму музыки и
его изменениям появляется при активной поддержке педагога. (движения
в паре, по показу)
Низкий уровень- не может воспроизвести в хлопках ритмический
рисунок, допускает ошибки при совместном выполнении движений с

31

Уровень

педагогом, не в ритм марша.
2. Музыкально - ритмическая координация - согласованность
движений рук и ног в одновременных, поочередных и
разнонаправленных движениях во времени и пространстве под музыку.
Высокий уровень - быстро меняет движения с одного на другое, в
другом рисунке, ракурсе, ориентируясь в пространстве сценической
площадки.
Средний уровень - затрудняется в исполнении поочередных
движений
ног,
в
переключении
с
однонаправленных
на
разнонаправленные движения, с одного темпа на другой. Слабо
ориентируется в пространстве.
Низкий уровень - затрудняется согласовывать свои движения с
движениями других детей. Не ориентируется в пространстве.
3. Двигательная память - точное воспроизведение элементов
движения под музыку.
Высокий уровень - обучающийся умеет концентрировать внимание,
сосредотачиваться на необходимых танцевальных элементах, свободно
применяет движения, точно их воспроизводит
Средний уровень- обучающийся слабо концентрирует внимание на
двигательных элементах, не развита мышечная память, затрудняется в
точном воспроизведении движений.
Низкий уровень - обучающийся не владеет навыками концентрации
внимания, мышечная память не развита.
4. Выразительность движений -_способность обучающегося
проявить ярче, выразительнее эмоции через движения.
Высокий уровень - проявляет интерес к движениям, точно передает
эмоциональный образ музыкального настроения в движениях.
Средний уровень - движения однотипны, не выразительны,
проявляются с помощью активизации педагога.
Низкий уровень - не проявляет интереса и эмоциональности образа.
Пассивно реагирует на активизацию педагога.
5. Импровизация
умение
обучающимся
создать
художественный образ в момент исполнения без подготовки.
Высокий уровень - игровая ситуация увлекает обучающегося, он
способен свое настроение в двигательном творчестве.
Средний уровень - обучающийся затрудняется выразить характер
исполнения движений.Проявляет творческие способности при активной
поддержке педагога.
Низкий уровень - у обучающегося не развиты творческие способности,

32

он не проявляет интереса к игровой ситуации.
Протокол обследования степени освоения обучающимися 6 -7 лет
основ танцевального искусства
Оценка уровня освоения программы по хореографии
Фамилия,
имя
МузыкальноЧувство
Двигательная
обучающе
ритмическая Импровизация
ритма
память
гося
координация
аб

Выразительн
ость
движений

Сумма
баллов

Уровень

аб

Оценка результатов:
Высокий уровень - 12-15 баллов.
Средний уровень - 9-11 баллов.
Низкий уровень менее 9 баллов.
Основной формой подведения итогов реализации Программы
является
участие
обучающихся
в
различных
мероприятиях
художественно-эстетического
направления:
концертах,
фестивалях,
конкурсах, а также публичный показ достигнутых результатов в танцевальной
деятельности.
Учебно- методическое и информационное обеспечение
Материально-технические условия
Занятия танцевального кружка в ДОУ проводятся в специально
оборудованном помещении (музыкальном зале), оснащенным достаточным
количеством оборудования и инвентаря для всестороннего художественного
развития обучающихся, в соответствии особенностям каждого возрастного
этапа, охраны и укрепления их здоровья, а также возможности общения и
совместной деятельности обучающихся и педагога, двигательной
активности.
Комплекс методического обеспечения включает:
Музыкальный
зал,
в
котором
имеется
следующее
оборудование:-степ-платформы;
-стулья детские;
-стол письменный;
-шкафы для литературы и пособий;
-шкафы для детских музыкальных инструментов и игрушек;

33

-ширма для кукольного театра (стационарная);
Специальное оборудование:
- ноутбук;
-фортепиано;
-синтезатор;
- музыкальная колонка;
Нотно-методическая литература.
Иллюстрации с изображением танцевразличных эпох и стилей,
фотографии с изображением танцевальных коллективов.
Атрибуты для музыкально-танцевальных композиций:
-осенние листья;
-снежинки;
-цветы (пластмассовые);
-цветные атласные ленты;
-султанчики;
-фонарики;
-шапочки грибов;
-шапочки различных овощей;
-плоскостные балалайки;
-маски различных животных и персонажей;
-куклы (минор и мажор);
-мягкие игрушки;
-косынки;
-платочки.
Музыкальный репертуар для занятий
1. Для разминок:
Ломова Т. «Марш», Тиличеева Е. «Бег», Гречанинов А. «Флажки»,
Парлов Э. «Барабанщик», Левидов С. «Колыбельная», Теплицкий Г.
«Катерина», Брамс И. «Петрушка», Моцарт В. «Колокольчики звенят»,
русская народная мелодия «Ах ты, береза», русская народная мелодия «Ах
вы, сени», латвийская народная мелодия «Вей, ветерок», чешская
народная мелодия «Жнецы», украинская народная мелодия «Ой, полечко поле», украинская народная мелодия «Летит галка через балку».
2. Для игрового стрейчинга:
Потоловский Н. «Лошадки», Шаинский В. «Пусть бегут неуклюже»,
русская народная мелодия «Полянка», Спадавеккиа М. «Добрый жук»,
Зацепин М. «Озорники», Шуберт Ф. «Вечерняя серенада».

34

3. Для танцев:
Свиридов Г. «Марш», Орбакайте К. «Губки бантиком»,
азербайджанская народная мелодия «Цыплята», Шаинский В. «Чунга чанга», Варламов А. «Серебристые снежинки», Кабалевский Д. «Куклы и
мишки», Спадавеккиа М. «Найди себе пару», Крылатов Е. «Песенка о
лете», Легран М. «Шербургские зонтики», Дога Е. «Вальс», русская
народная мелодия Сударушка, Рыбников А. «Птичка польку танцевала»,
русская народная мелодия «Калинка», Чайковский П. «Вальс цветов»,
Никитин С. «Под музыку Вивальди», Боккерини Л. «Танец придворных»,
Новик М. «Подарил колечко», «Разноцветная радуга», Селиверстова Ю.
«Дождик кап-кап...», «Зимушка - зима», Теплов В. «Кадриль», цыганская
народная мелодия «Доханэ», Ермолов В. «Паровоз Букашка».
4. Для игр:
Овсянников П. «Кукляндия», Кравцович А. «Птички и ворона»,
Ладухин Н. «Будь ловким», русская народная мелодия «Из - под дуба»,
Чайковский П. «Полька», Штраус И. «Дружные тройки», русская народная
мелодия «Под яблонькой зеленой», литовская народная мелодия «Веселые
дети», Петряшева А. «Сладкоежки», Залужная Т. «Барбарики», Насуленко
С. «Курочки и петушок», Насуленко С. «Обезьянки и тигр».

35

Информационно - методическое обеспечение
Основная литература:
1. Пасютинская, В.М. Путешествие в мир танца [Электронный ресурс] /
В.М. Пасютинская. - Электронные текстовые данные. Санкт-Петербург: Алетейя, 2011. - 416 с.
2. Программа воспитания и обучения в детском саду [Электронный
ресурс] / под ред. В. В. Гербова, Т. С. Комарова. - 6-е изд., испр. и
доп.
Электронные
текстовые
данные.
Москва:
МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2011 - 209 с.
3. Рындина, О.А. Хореография как средство эстетического воспитания
и развития детей [Электронный ресурс]: учебно-методическое
пособие / О.А. Рындина. - Электронные текстовые данные. - Москва :
Редакционно-издетальский центр, 2012. - 73 с.
4. Успех: примерная основная общеобразовательная программа
дошкольного
образования/
[Науч.рук.Д.И.Фельдштейн,
А.
Г.Асмолов; рук.авт. колл.Н.В.Федина]. - М.: Просвещение, 2010.
5. Федеральный
государственный
образовательный
стандарт
дошкольного образования [Электронный ресурс]: утв. приказом
Министерством образования и науки Российской Федерации от 17
октября 2013 г., № 1155 г. //Российская газета.
6. Шарова, Н. И. Детский танец [Текст] / Н. И. Шарова. Санкт-Петербург; Москва ; Краснодар: Лань: Планета музыки, 2011.
- 63 с. :

36

Дополнительная литература:
1. Барышникова, Т. Азбука хореографии [Текст] / Т. Барышникова. - М.:
Айрис Пресс, 2000. - 120 с.
2. Боброва, Т. Искусство грации [Текст] / Т. Боброва. - Л.: Детская
литература, 1986. - 89 с.
3. Буренина, А.И. Ритмическая мозаика: (Программа по ритмической
пластике для детей дошкольного и младшего школьного возраста)
[Текст]/А.И.Буренина. - 2-е изд., испр. и доп. - СПб.: ЛОИРО, 2000.
4. Васильева, Т. Н. Секрет танца [Текст] / Т. Н. Васильева. СПб:
Диамант, 1997. - 56с.
5. Воронина, Н.В. «Танцы, игры, упражнения для красивого
движения»[Текст] / Н.В.Воронин, М.А.Михайлова - Ярославль
«Академия холдинг» 2001 г.
6. Годин, М. А. Подвижность, гибкость, элегантность [Текст] / М.
А.Годин, А. М. Брамидзе, А. М. Киселева. - М.: Советский спорт,
1994. - 113 с.
7. Ерохина, О. В. Школа танцев для детей [Текст] / О. В. Пасютинская.Ростов-на- Дону: Феникс, 2003.-110с.
8. Пасютинская, В. Волшебный мир танца [Текст] / В. Пасютинская. М.: Просвещение, 1985.- 76с.
9. Роберт Те. Пять минут растяжки ежедневно [Текст] / Роберт Те. Минск: Попурри, 1999. - 111 с.
10.Слуцкая, С.Л. Танцевальная мозаика. Хореография в детском
саду.[Текст] /С.Л.Слуцкая - М.: ЛИНКА - ПРЕСС, 2006.
11.Федорова, Г. П. Танцы для детей [Текст] / Г. П. Федорова. - СПб:
Детство-пресс, 2000.-34с.

37


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».