Программа доп. образования по развитию речи Говорушки

Принято педагогическим
советом
Протокол № 1
от «_31______» __08________2024_г.

Утверждаю:
Заведующий МбДОУ
детский сад № 11 «Теремок»
__________ Е.И. Дорохова

Дополнительная рабочая программа
Кружка по развитию речи «Говорушки»
для детей 3-4 лет общеразвивающей направленности

Возраст обучающихся 3-4 года
Срок реализации: 1 год

Автор – составитель:
Литунова О.В.
Воспитатель

п. Орловский
2024.

Содержание программы:
1.Пояснительная записка.
2.Цель.
3.Задачи.
4.Особенности программы.
5.Принципы.
6.Возрастные особенности.
7.Способы и формы работы с детьми.
8.Ожидаемый результат.
9.Перспективный план.
10.Список литературы.
11.Список детей

Пояснительная записка.
Воспитать цельную личность – нелёгкая задача. Для этого необходимы
следующие условия: наличие педагога-мастера, педагога-психолога и
создание среды, вызывающей положительный эмоциональный отклик у
ребёнка.
Отсюда возникает необходимость таких форм образовательной
деятельности, в которых каждый ребёнок будет активно переживать
содержание занятия и так же активно участвовать в художественном
самовыражении.
Дошкольник не должен просто сидеть и послушно выполнять задания
педагога. Радость творчества, активное взаимодействие с педагогом уводит
ребёнка с позиции пассивного усвоения знаний, умений и навыков на
позицию творческой активности, инициативы и самостоятельности. Только
это может развить творческое начало в каждом ребёнке.
При своём разнообразии видов художественной деятельности (по
форме и по содержанию) особое место в воспитательно-образовательном
процессе занимает театрализованная деятельность. Через театрализованную
деятельность ребёнок получает информацию об окружающем мире, у него
формируются первоначальные представления социального характера и
включение детей в систему социальных отношений, развиваются творческие
способности. С помощью таких выразительных средств как интонация,
мимика, жест, походка разыгрываются литературные произведения,
сказочные сюжеты, шуточные диалоги.
Театрализованная деятельность способствуют развитию фантазии,
воображения, памяти, учат передавать различные эмоциональные состояния.
В процессе освоения театрализованной деятельности обогащается
словарный запас, формируется звуковая культура речи, навыки связной речи,
расширяется её интонационный диапазон.
Неоценима и воспитательная роль театрализованной деятельности. Она
учит доброте, чуткости, честности, смелости, формирует понятия добра и
зла. Робкому ребёнку игра поможет стать более смелым и решительным,
застенчивому – преодолеть неуверенность в себе.

Театрализованные игры являются средством сохранения эмоционального
здоровья ребёнка.
Кружковая работа позволяет занять детей в свободное от
организованной образовательной деятельности время, раскрепостить детей,
снять «установку» на образовательную деятельность, позволяет воспитателю
избегать шаблонного начала образовательной деятельности.
2. Цель:
Формирование умения выразительно читать стихи, потешки. Ознакомление с
разновидностями пальчиковых игр.
3. Задачи кружка:
1.Учить обсуждать содержание потешки, текста пальчиковой игры.
2.Развивать мелкую моторику, воображение, мышление, память.
3.Воспитывать любовь и эмоциональное отношение к героям потешек.
4. Особенности программы.
Наличие творческих способностей играет в жизни человека немаловажную
роль, начиная от формирования личности и заканчивая становлением
специалиста, семьянина, гражданина. Именно в детстве закладывается
фундамент творческой личности, закрепляются нравственные нормы
поведения в обществе.
При всём разнообразии видов художественной деятельности особое
место в воспитательно-образовательной работе занимает театрализованная
деятельность. Через театрализованную деятельность ребёнок получает
информацию об окружающем мире, у него формируются творческие
способности. С помощью таких выразительных средств как интонация,
мимика, жест, походка разыгрываются литературные произведения,
сказочные сюжеты, шуточные диалоги.
Введение программы в образовательный процесс целесообразно, т.к.
способствует формированию целостной личности, её духовности, творческой
индивидуальности. Содержание программы направлено на то, чтобы жизнь
ребёнка
была
насыщена
различными
проявлениями
искусства.
Театрализованная
деятельность
способствует
развитию
фантазии,
воображения, памяти, учит передавать различные эмоциональные состояния.

5. Принципы.
Дополнительная образовательная программа «Говорушки» построена на
принципах:
• принцип развивающего образования, целью которого является
развитие творческих способностей и формирование ценностного
отношения ребёнка к миру;
• принцип научной обоснованности и практической применимости
(содержание программы соответствует основным положениям
возрастной психологии и дошкольной педагогики и может быть
реализовано в массовой практике);
• принцип полноценности, необходимости, достаточности (решение
поставленных целей и задач на необходимом и достаточном материале
максимально приближённо к разумному «минимуму»);
• обеспеченность единства воспитательных развивающих и обучающих
целей и задач процесса образования детей дошкольного возраста
(формируются умения и навыки, имеющие непосредственное
отношение к развитию у детей творческих способностей);
• принцип интеграции образовательных областей в соответствии с
возрастными возможностями и особенностями воспитанников,
спецификой
и
возможностями
образовательных
областей
«Художественное творчество», «Познание (формирование целостной
картины мира)», «Коммуникация», «Социализация», «Чтение
художественной литературы», «Музыка».
• принцип здоровьесбережения, включающий в себя реализацию,
игровые
технологии,
систему
дыхательных
упражнений,
музыкотерапию.
6. Возрастные особенности.
Возраст
детей,
участвующих
в
образовательной программы. 3-4 года.

реализации

дополнительной

Возрастные особенности усвоения программированного материала.
В возрасте 3-4 лет развитие игровой деятельности становится как
ведущей в дошкольном возрасте.
Главной особенностью игры является её условность: выполнение одних
действий с одними предметами предполагает их отнесенность к другим
действиям с другими предметами. Основным содержанием игры младшим
дошкольников являются действия с игрушками и предметами –
заместителями. Продолжительность игры небольшая. Младшие дошкольники

ограничиваются игрой с одной-двумя ролями и простыми, неразвёрнутыми
сюжетами.
Развиваются память и внимание. По просьбе взрослого дети могут
запомнить три-четыре слова и пять-шесть названий предметов. К концу
младшего дошкольного возраста они способны запомнить значительные
отрывки из любимых произведений.

Начинает развиваться самооценка, при этом дети в значительной мере
ориентируются на оценку воспитателя. Продолжает развиваться также их
половая идентификация, что проявляется в характере выбираемых игрушек и
сюжетов.
7. Способы и формы работы с детьми.
Дополнительная образовательная программа рассчитана на 1 год кружковой
работы в младшей группе детского сада. Непосредственно образовательная
деятельность детей по дополнительной образовательной программе
«Говорушки» организуется 1 раз в неделю продолжительностью 15 минут. В
процессе организации учитываются гендерные особенности детей
дошкольного возраста, осуществляются индивидуализированный и
дифференцированный подходы.
Для образовательной деятельности детей используются различные формы
работы:
-знакомство с художественной литературой, народным творчеством;
-организация театральной деятельности;
-проведение праздничных утренников, спектаклей.
8. Ожидаемый результат.
1.Обогащение активного и пассивного словаря детей;
2.Знакомство детей с фольклором;
3.Освоение детьми невербальных средств общения;
4.Способность выражать свои чувства и понимать чувства других;
5.Уверенность в себе, преодоление робости;
6.Интерес к фольклору, пальчиковым играм.

7.Знакомство родителей с особенностями развития мелкой моторики рук у
детей, с ролью развития мелкой моторики в коррекции речевых нарушений
детей.
9. Перспективный план работы кружка «Говорушки».

октябрь

Сентябрь

Месяц

Тема
Потешка
«Ой,
лады, лады, лады»
Песенка-закличка
«Осень, осень, в
гости просим».
Русская народная
сказка «Теремок»
(инсценировка)
Пальчиковая игра
«Апельсин».

Потешка «Варись,
варись, кашка».
Потешка
«Тилибом! Тили-бом!».
Русская народная
сказка «Колобок»
(пальчиковый
театр)
Пальчиковая игра
«Засолка капусты».

Цель

Используемый
материал
Поощрять желание детей Книга
сказка
участвовать в театрально- «Теремок»
игровой
деятельности. Маски
Поддерживать
их
стремление рассматривать
яркие
иллюстрации
к
книгам, слушать чтение
стихотворений, отвечать на
вопросы
педагога.
Знакомить детей
с
приёмами
управления
настольными
куклами.
Формировать
умение
концентрировать внимание
на игрушке.
Поощрять участие детей в Книга
сказка
театрально-игровой
«Колобок»
деятельности.
Пальчиковый
Формировать
театр
положительное отношение
к ней. Развивать речь:
обогащать
словарь,
формировать
умение
строить
предложение,
добиваться правильного и
чёткого
произношения
слов.

ноябрь
декабрь
январь

Потешка
«Зайка
серенький сидит»
Потешка «Сидит
белка на тележке»
Украинская
народная
сказка
«Рукавичка»
(инсценировка)
Пальчиковая игра
«Кролик»

Потешка «Кот на
печку пошёл»
Знакомство с
русскими
народными
загадками о
домашних
животных.
Русская народная
сказка «Кот, петух
и лиса»
(кукольный театр)
Пальчиковая игра
«Котик»
Потешка
«Ты
мороз,
мороз,
мороз»
Пальчиковая игра
«Варежка»

Закрепить
навыки
управления настольными
куклами, участвующими в
диалоге. Учить различать
положительные
и
отрицательные
черты
характера
человека
и
изображать их с помощью
мимики
и
жестов.
Побуждать
передавать
основные
эмоции
с
помощью выразительных
средств.
Знакомить с театральными
куклами. Развивать у детей
интерес театральноигровой деятельности.
Воспитывать умение
следить за развитием
действия в кукольном
спектакле.

Поощрять участие детей в
театрально-игровой
деятельности.
Формировать
положительное отношение
к ней. Развивать речь:
обогащать
словарь,
формировать
умение
строить
предложение,
добиваться правильного и
чёткого
произношения
слов.

Книга
сказка
«Рукавичка»
Маски

Загадки
о
домашних
животных
Сказка
«Кот,
петух и лиса»
Кукольный театр

февраль
март
апрель

Потешка «Пекла
кошка пирожки»
Загадывание
загадок о зиме
Знакомство
со
сказкой
«Снегурочка
и
лиса» (настольный
театр)
Пальчиковая игра
«Блины»

Потешка
«Идёт
лисичка по мосту»
Разучивание
заклички «Весна,
весна красна»
Русская народная
сказка «Заюшкина
избушка»
(инсценировка)
Пальчиковая игра
«Моя семья»
Потешка
«Солнышко»
Потешка
«Курочкарябушечка»
Русская народная
сказка «КурочкаРяба» (кукольный
театр)
Пальчиковая игра
«Дом»

Развивать
интерес
и
бережное отношение к
игрушкам,
театральным
куклам.
Знакомить
с
приёмами
вождения
настольных
кукол.
Воспитывать
умение
следить
за
развитием
действий в кукольном
спектакле.
Побуждать
детей
участвовать
в
танцевальных
импровизациях
с
настольными куклами.
Формировать
умение
концентрировать внимание
на чтении сказки. Учить
выражать
эмоции
с
помощью мимики, жеста,
движения.
Развивать
интерес к инсценировке
сказки, желание принимать
в ней участие. Вызывать
эмоциональный отклик на
музыку
и
желание
двигаться под неё.
Продолжать
знакомить
детей
с
приёмами
кукловождения
в
настольном
театре.
Привлекать к сочинению
коротких сказок, историй.
Формировать
умение
понимать эмоциональное
состояние
другого
человека
и
адекватно
реагировать.
Развивать
интерес
к
играм
–
драматизациям,
поддерживать радостное
настроение.

Загадки о зиме.
Сказка
«Снегурочка
и
лиса»
Настольный театр

Сказка
«Заюшкина
избушка»
Маски

Сказка «КурочкаРяба»
Маски

май

Потешка
«На
дубочке»
Песенка «Жили у
бабуси»
Русская народная
сказка
«Гусилебеди»
(рассказывание с
использованием
иллюстраций)
Пальчиковая игра
«Наш
любимый
петушок»

Побуждать
детей
внимательно следить за
развитием
действия
в
народной сказке, понимать
содержание,
уметь
отвечать
на
вопросы
педагога.
Развивать
стремление поучаствовать
в
свободных
плясках,
выполняя движения по
показу
педагога
и
самостоятельно.

Сказка
«Гусилебеди»
Иллюстрации к
сказке

10. Список использованной литературы:
1) «Методика развития речи детей» - Е.И. Тихеева, Ф.А. Сохина, А.М.
Бородич;
2) «Воспитание правильной речи» - В. Рождественская, Е. Радина;
3) «Словесные игры в детском саду» - А.К. Бондаренко;
4) Сборник потешек «Прилетели гули» - составитель К.М. Скопцов;
5) Сборник русских народных песен «Колокольчик нам поёт» - составитель
Н. Френкель, В. Карасева;
6) «Учите детей отгадывать загадки» - Ю.Г. Илларионова;
7) «Пальчиковые и жестовые игры в стихах для дошкольников» - Е.А.
Савельева.

Календарно-тематическое планирование кружка
1, 2 неделя месяца – разучивание произведений фольклора, 3 неделя месяца –
знакомство с народными сказками, 4 неделя месяца – разучивание
пальчиковой игры.
месяц
сентябрь

Тема занятия
1.Потешка «Ой, лады, лады, лады»
Ой, лады, лады, лады,
Не боимся мы воды.
Чисто умываемся,
Маме улыбаемся!
2.Песенка-закличка «Осень, осень, в гости просим»
Осень, осень, в гости просим.
Осень, осень, погости
Недель восемь,
С обильными хлебами,
С высокими снопами,
С листопадом и дождём,
С перелётным журавлём.
3.Русская народная сказка «Теремок» (инсценировка)

октябрь

4.Пальчиковая игра «Апельсин»
Мы делили апельсин, (рука в кулаке)
Много нас, а он один, (указательный палец)
Эта долька для ежа, (разгибаем пальцы по очереди)
Эта долька для чижа,
Эта долька для утят,
Эта долька для котят,
Эта долька для бобра,
Ну, а волку кожура, (потряхивание разжатой рукой)
Он сердит на нас, беда, (из двух рук делаем волчью пасть)
В домик прячемся – сюда! (руки «домиком» над головой)
1.Потешка «Варись-варись, кашка»
Варись-варись, кашка,
В голубенькой чашке,
Варись поскорее,
Булькай веселее,
Варись, кашка, сладка,
Из густого молока,
Да из манной крупки.
У того, кто кашу ест,

Вырастут все зубки!
2.Потешка «Тили-бом! Тили-бом!»
Тили-бом! Тили-бом!
Загорелся кошкин дом!
Загорелся кошкин дом!
Идёт дым столбом!
Кошка выскочила!
Глаза выпучила.
Бежим курочка с ведром,
А лошадка – с фонарём,
А собачка – с помелом,
Серый заюшка с листом
Раз! Раз!
Раз! Раз!
И огонь
Погас!
3. Русская народная сказка «Колобок» (пальчиковый театр)

ноябрь

4.Пальчиковая игра «Засолка капусты»
Мы капусту рубим, рубим, (резкие движения прямыми кистями
вверх и вниз)
Мы морковку трём, трём, (трём кулак о кулак)
Мы капусту солим, солим, (движение пальцев, имитирующие
посыпание солью)
Мы капусту жмём, жмём. (интенсивно сжимаем пальцы обеих
рук в кулаки)
Тьфу, пересолили! (повторить игру ещё раз)
1.Потешка «Зайка серенький сидит»
Зайка серенький сидит,
И ушами шевелит.
Вот так, вот так
Он ушами шевелит!
Зайке холодно сидеть,
Надо лапочки погреть.
Вот так, вот так,
Надо лапочки погреть!
Зайке холодно стоять,
Надо зайке поскакать.
Вот так, вот так,
Надо зайке поскакать!
Зайку волк испугал!
Зайка тут же убежал!
2.Потешка «Сидит белка на тележке»

Сидит белка на тележке,
Продаёт она орешки: (загибаем пальчики)
Лисичке-сестричке,
Воробью, синичке,
Мишке толстопятому,
Заиньке усатому,
Кому в зобок,
Кому в платок,
Кому в лапочку.
3.Украинская народная сказка «Рукавичка» (инсценировка)

декабрь

4.Пальчиковая игра «Кролик»
Маленький кролик с большими ушами, (кисти прижать к голове,
как ушки)
Розовым носом, (указательными пальцами дотронуться до носа)
Смешными усами (указательные пальцы прижаты к губам)
Норку глубокую роет себе
Сильными лапками в мягкой земле, («роем норку»)
Чистит он шёрстку себе («чистим шёрстку»)
Или спит, (руки складываем, кладём под щёку)
Кролик ушами всегда шевелит, (шевелим «ушами»)
Слышит шаги и лисиц, и волков,
Прячется в норку свою от врагов! (сжаться в комочек)
1.Потешка «Кот на печке пошёл»
Кот на печку пошёл,
Горшок каши нашёл.
На печи калачи,
Как огонь горячи.
Пряники пекутся,
Коту в лапки не даются.
2.Знакомство с русскими народными загадками о домашних
животных.
3.Русская народная сказка «Кот, петух и лиса» (кукольный
театр).
4.Пальчиковая игра «Котик»
Котик, котик, котик (круговыми движениями погладить ладонью
по животику)
Тёпленький животик,
Подойди к нам близко. (кистями обеих рук сделать манящие
движения)
Вот сметаны миска, (ладони соединить в виде чаши)

январь

февраль

Вот тарелка с молоком, (руки положить ладонями вверх и
прижать друг к другу рёбрами)
Ну, лакай же языком! (ладони поднести к лицу)
1.Потешка «Ты мороз, мороз, мороз»
Ты, мороз, мороз, мороз,
Не показывай свой нос!
Уходи скорей домой,
Стужу уводи с собой.
А мы саночки возьмём,
Мы на улицу пойдём,
Сядем в саночки - самокаточки.
2.Пальчиковая игра «Варежка»
Маша варежку надела: (сжать пальцы в кулак)
«Ой, куда я пальчик дела?
Нету пальчика, пропал, (все пальцы разжать, кроме большого)
В свой домишко не попал».
Маша варежку сняла: (разогнуть оставшийся согнутый палец)
«Поглядите-ка, нашла!
Ищешь, ищешь – и найдёшь,
Здравствуй, пальчик, как живёшь?» (сжать пальцы в кулачок)
1.Потешка «Пекла кошки пирожки»
Пекла кошка пирожки,
Из гороховой муки.
Лист из печки вынула
-На пол опрокинула.
Покатился колобок
Прямо мышке под порог.
Мышка Прасковья пищит из-под полья:
-Катись, колобок, на мышкин зубок!
Мышка-то рада, а кошке досада.
2.Загадывание загадок о зиме.
3.Знакомство со сказкой «Снегурочка и лиса» (настольный
театр)
4.Пальчиковая игра «Блины»
Мы для встречи весны (положить правую руку на стол ладонью
вверх)
Напечём всем блины
Сковородка шипит,
От блина пар валит, (сверху на правую ладонь положить ладонь
левой руки)
Раз-раз, раз-раз – (несколько раз перевернуть левую ладонь с

март

одной стороны на другую)
Вкусный блин готов у нас! (положить одну ладонь на другую)
1.Потешка «Идёт лисичка по мосту»
Идёт лисичка по мосту
Несёт вязанку хворосту.
Зачем ей хворост?
Печь топить.
Зачем ей печь?
Обед варить.
Зачем обед?
Гостей кормить.
А гости кто?
Медведь с женой, да ёж, да кот, да мы с тобой.
2.Разучивание заклички «Весна, весна красна».
3.Знакомство со сказкой «Заюшкина избушка» (инсценировка)

апрель

4.Пальчиковая игра «Моя семья»
Знаю я, что у меня (руку поднять вверх, ладонью к себе, пальцы
выпрямить)
Дома дружная семья:
Это-мама, (свернуть безымянный палец)
Это-я, (согнуть мизинец)
Это-бабушка моя, (согнуть средний палец)
Это-папа, (согнуть указательный палец)
Это-дед, (согнуть большой палец)
И у нас разлада нет! (пальцы сжать в кулак)
1.Потешка «Солнышко»
Смотрит солнышко в окошко,
Светит в нашу комнату.
Мы захлопаем в ладошки
-Очень рады солнышку.
2.Потешка «Курочка-рябушечка»
Курочка-рябушечка,
Куда пошла?
-На речку.
-Курочка-рябушечка,
Зачем пошла?
-За водичкой.
-Курочка-рябушечка,
Зачем тебе водичка?
-Цыпляточек поить.
-Курочка-рябушечка,

Как цыплята просят пить?
-Пи-пи-пи-пи-пи-пи-пи!
3.Русская народная сказка «Курочка Ряба» (кукольный театр)

май

4.Пальчиковая игра «Дом».
Я хочу построить дом, (руки сложить домиком и поднять над
головой)
Чтоб окошко было в нём, (пальчики обеих рук соединить в
кружочек)
Чтоб у дома дверь была, (ладошки рук соединяем вместе
вертикально)
Рядом чтоб сосна росла, (одну руку поднимаем вверх и
«растопыриваем» пальчики)
Чтоб вокруг забор стоял, (делаем круг перед собой)
Пёс ворота охранял, (соединяем руки в замочек)
Солнце было,
Дождик шёл, (сначала поднимаем руки вверх, пальцы
«растопырены», затем пальцы опускаем вниз, делаем
«стряхивающие» движения)
И тюльпан в саду расцвёл! (соединяем вместе ладошки и
медленно раскрываем пальчики)
1.Потешка «На дубочке»
На дубочке, на дубочке,
Тут сидят два голубочка.
У них шейки голубые,
У них перья золотые,
Красные кафтанчики,
Синие карманчики.
На дубу они сидят,
Меж собою говорят:
Всё про Вареньку,
Всё про маленьку…
2.Песенка «Жили у бабуси»
Жили у бабуси
Два весёлых гуся.
Один серый,
Другой белый –
Два весёлых гуся.
Мыли гуси лапки
В луже у канавки.
Один серый,
Другой белый –

Спрятались в канавке.
Вот кричит бабуся:
«Ой, пропали гуси!
Один серый,
Другой белый –
Гуси мои, гуси!»
Выходили гуси,
Кланялись бабусе.
Один серый,
Другой белый –
Кланялись бабусе.
3.Русская народная сказка «Гуси-лебеди» (рассказывание с
использованием иллюстраций)
4.Пальчиковая игра «Наш красивый петушок»
Наш красивый петушок (обе руки сжаты в кулачки)
Кверху поднял гребешок (разжать ладони)
Крылышками машет (кистями помахать в воздухе)
На лужайке пляшет.
Крошки хлебные клюёт (указательными пальцами постучать по
столу)
Пёстрых курочек зовёт.

. Список

детей, получающих дополнительную
образовательною услугу на бесплатной основе
Кружок: « Говорушки»

Ф.И.О. ребенка

Дата рождения

Снилс

1.Сердобинцев Марк Артёмович

29.06.2021г.р

21498636294

2.Чипоруха Алиса Романовна

26.04.2021г.р

21197561061

3. Воробченко Анастасия Сергеевна

23.06.2021.г.р.

21246591749

4. Антоненко Елмзавета Ивановна

07.06.2021 г.р

21224511501

5.Полянская София Дмитриевна

07.03..2021г.р.

21156551938

6. Бедринец Константин Александрович

09.03.2021г..р.

21185702732

7.Улецкая Елизавета Артёмовна

02.05.2021г..р.

21197084457

8.Маслянко Дарья Олеговна

16.04.2021г.р.

11421047189

9.Шевченко Матвей Александровна

15.02.2021г..р.

19894569166

10.Лякшев Евсей Вячеславович

20.11.2021г..р.

21420954226

11. Горбачёва Любовь Максимовна

16.09.2021г.р.

21354216524

12.Передёрина Диана Денисовна

16.07..2021 г.р.

21276637866

Руководитель кружка: Литунова Оксана Владимировна
График работы: вторник 15.30-15.45


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».