Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное
учреждение детский сад №11 «Теремок»
ПРИНЯТО:
решением педагогического совета
МБДОУ детский сад №11 «Теремок»
п. Орловский
Протокол № от 29.08.2025 г.
УТВЕРЖДАЮ:
Заведующий МБДОУ
детский сад с №11 «Теремок»
___________Е.И. Дорохова
Приказ №
от 29.08.2025г.
Программа дополнительного образования
по обучению детей 5-6лет правилам дорожного движения и безопасному
поведению на дороге
"Безопасная Дорога Детства"
Руководитель: Климова Д.С.
п. Орловский
2025г.
1
ВРЕМЯ РАБОТЫ:
ВТОРНИК – 15.20.- 15.50.
ПЯТНИЦА -- 15.20-15.50.
СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ:
1.
Пояснительная записка.
2. Актуальность, цель, задачи.
Стр.4
Стр. 6
3.
Содержание психолого-педагогической работы с детьми по освоению
правил дорожного движения: принципы обучения, механизм
реализации программы.
Стр. 7
4.
Учебный план.
Стр. 10
5.
Календарно - тематическое планирование.
Стр. 10
6.
Мониторинг уровня знаний, умений и навыков по освоению ПДД.
Стр. 16
7.
Работа с родителями.
Стр. 18
8.
Литература.
Стр. 21
2
I.
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА.
Программа по реализации дополнительных образовательных услуг «Добрая дорога
детства», разработана в силу особой актуальности проблемы - обеспечения
безопасности дошкольников на дорогах и улицах города.
Статистические данные об участии детей в ДТП, а также отсутствие качественного
обучения дошкольников Правилам дорожного движения направляет работу
педагога на поиск новых, более совершенных подходов в решении данного
вопроса. Никого не оставляют равнодушными неутешительные сводки о ДТП, где
потерпевшими, к сожалению, являются дети. Поэтому обеспечение безопасности
движения на дороге становится все более важной задачей. Опасные ситуации,
связанные с транспортными средствами, возникают и во дворах, внутри
микрорайонов, где дети играют, а так же во время передвижения детей в самих
транспортных средствах.
Именно поэтому дорожно-транспортный травматизм остается приоритетной
проблемой общества, требующей решения.
Главная задача Программы дополнительных услуг «Добрая дорога детства»
состоит в том, чтобы дать представления дошкольникам об окружающем
дорожном пространстве, умение ориентироваться в нем, сознательно выполнять
правила дорожного движения
Образовательный процесс состоит из трех видов деятельности:
1.Обучение теоретическим знаниям (вербальная информация).
2.Самостоятельная работа - рассматривание иллюстраций, решение ситуативных
задач.
3.Практическая отработка умений и навыков безопасного поведения на улицах,
дорогах и в транспорте (дидактические, настольно-печатные, сюжетные игры,
игры-драматизации, экскурсии, использование ИКТ на занятиях по ознакомлению
с ПДД).
Образовательная деятельность, проводимая с детьми, имеет практическую
направленность на обеспечение безопасности, на формирование у детей
самооценки, самоконтроля и самоорганизации в сфере дорожного движения.
Задача
педагогов
не
столько
обучить,
сколько
научить
ребенка полагаться только на самого себя, в плане правильного и
безопасного поведения на улицах и дорогах, дать представление об опасности,
выработать навык и правильные поведенческие установки.
Материал, представляемый детям в рамках образовательной деятельности,
постепенно
усложняется,
уточняется,
дополняется,
передается
через
традиционные и инновационные методы и формы организации образовательной
деятельности с дошкольниками в соответствии с тематическим планом работы
по ознакомлению дошкольников с правилами дорожного движения.
Важным в обучении дошкольников навыкам безопасного общения со сложным
миром пешехода и пассажира являются совместные усилия воспитателей и
родителей.
3
С этой целью в перспективный план Программы
«Добрая дорога
детства» включены различные формы взаимодействия с родителями: развлечения,
досуги, консультации и т.д.
Новизна программы: заключается в разработке содержания и форм работы с
детьми дошкольного возраста по изучению правил дорожного движения, которая
предусматривает поэтапную организацию образовательного процесса, участие
детей и их родителей в решении проблемы.
Практическая ценность:
представленные мероприятия могут использоваться в системе планирования как в
совместной деятельности с детьми, так и в образовательной деятельности в ходе
режимных моментов, начиная с младшей группы.
Ожидаемый результат: ребенок, способный применять полученную
информацию в практической деятельности, предвидеть опасные ситуации в
дорожно - транспортной среде, применять навыки культурного, уверенного и
безопасного поведения.
Работа кружка «Добрая дорога детства» » охватывает период с сентября по май в
течение года. Занятия проводятся 2 раз в неделю, 30 минут.
День недели
Количество Возрастная группа
детей
Вторник
Четверг
12
Подготовительная к
школе группа
4
Время проведения
15.30-16.00 (30 мин.),
II. АКТУАЛЬНОСТЬ.
Воспитание дошкольников безопасному поведению на улице, знание и
соблюдение ими ПДД - одна из актуальных тем сегодняшнего времени. В ситуации
«автомобильного беспредела» мало заставить ребенка «слушаться» сигналов
светофора, нужно научить его видеть и слышать улицу. Мир за пределами
собственной квартиры для ребенка полон разнообразных привлекательных
явлений, насыщен интересными событиями, участником которых может стать и он
сам. А как раз здесь и подстерегает опасность. Часто дети вырываются из рук
родителей при переходе улицы или пытаются перебежать ее сами. Бывает, что
взрослые вообще не держат ребенка за руку, и тот идет самостоятельно через
сложнейшие перекрестки. Одной из основных причин дорожно - транспортных
происшествий с детьми является незнание ими Правил дорожного движения,
правил посадки в автобус и т.д.
Психологи
установили, что дети в силу своих возрастных психологических особенностей не
всегда могут правильно оценить обстановку на дороге. Предрасположенность
ребенка к несчастным случаям в дорожном движении обусловлена такими
особенностями психофизиологического развития, как: неустойчивость и быстрое
истощение нервной системы; быстрое образование условных рефлексов и быстрое
их исчезновение; преобладание процессов раздражения и возбуждения над
процессами торможения; преобладание потребности в движении над
осторожностью; стремление подражать взрослым; недостаток знаний об
источниках опасности; переоценка своих возможностей. Совершенно ясно: чем
раньше дети получат сведения о том, как должен вести себя человек на улице и во
дворе, тем ниже будет вероятность несчастных случаев. Поэтому уже в детском
саду необходимо изучать с детьми правила дорожного движения.
Цель программы: Создание в ДОУ условий, оптимально обеспечивающих
процесс обучения дошкольников правилам дорожного движения и формирования у
них необходимых умений и навыков, выработка положительных, устойчивых
привычек безопасного поведения на улицах города
Задачи программы:
1.Освоение детьми практических навыков поведения в различных ситуациях
дорожного движения через систему обучающих упражнений, занятий, игр,
тренингов.
2. Создание развивающей предметно-пространственной среды ДОУ по проблеме
согласно ФГОС ДО.
3. Активизация пропагандистской деятельности среди родителей воспитанников
ДОУ по ПДД и безопасному поведению на
дороге.
4. Повышение профессиональной компетентности педагогов в области обучения
дошкольников ПДД.
5. Разработка комплекса мероприятий по формированию у детей навыков
безопасного поведения на дороге.
5
6. Обеспечение консультативной помощи родителям по соблюдению правил
поведения на улицах и дорогах с целью повышения ответственности за
безопасность и жизнь детей.
III. СОДЕРЖАНИЕ ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ РАБОТЫ С
ДЕТЬМИ ПО ОСВОЕНИЮ ПРАВИЛ ДОРОЖНОГО ДВИЖЕНИЯ:
ПРИНЦИПЫ ОБУЧЕНИЯ, МЕХАНИЗМ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ.
Принципы обучения.
Процесс формирования навыков безопасного поведения ребенка на улицах города
строится с учётом дидактических принципов обучения:
-Принцип систематичности и последовательности – любая новая ступень в
обучении ребёнка опирается на опыт ребёнка в предыдущем.
-Принцип деятельности - включение ребёнка в игровую, познавательную,
поисковую деятельность с целью стимулирования активной жизненной позиции.
-Принцип интеграции - интеграция всех видов детской деятельности,
образовательных областей реализующихся в образовательном процессе.
-Принцип дифференцированного подхода - решение задачи эффективной
педагогической помощи детям в специально созданных педагогических ситуациях,
не по правилам дорожного движения, а по правилам безопасного поведения на
дороге.
-Принцип возрастной адресности - одно и то же содержание используется для
работы в разных группах с усложнением соответствующим возрастным
особенностям детей.
-Принцип преемственности взаимодействия с ребёнком в условиях дошкольного
учреждения и семьи - ничто не убеждает лучше примера родителей.
-Принцип наглядности.
-Принцип доступности обучения.
-Принцип индивидуализации обучения.
-Принцип сознательности и активности детей в усвоении знаний и их реализации.
-Принцип взаимодействия «дети – дорожная среда» учитывает закономерности:
чем меньше возраст ребенка, тем легче сформировать у него социальные чувства и
устойчивые привычки безопасного поведения.
-Принцип взаимосвязи причин опасного поведения и его последствия – дорожнотранспортного происшествия. Дошкольники должны знать, какие опасности могут
подстерегать их на улицах и дорогах, если они не будут соблюдать правила
дорожного движения.
-Принцип социальной безопасности. Дошкольники должны понимать, что они
живут в обществе, где надо соблюдать определенные нормы и правила поведения,
так как неправильные действия опасны для жизни и здоровья всех окружающих.
-Принцип самоорганизации, саморегуляции и самовоспитания. Этот принцип
реализуется при осознании детьми правил безопасного поведения. Тогда они
достаточно легко, без сопротивления регулируют свое поведение и замечают
нарушения правил дорожного движения сверстниками и взрослыми. Для
подкрепления самовоспитания нужен положительный пример взрослых.
6
Технологии обучения.
Личностно – ориентированная ставит в центр образовательной системы
личность ребенка, обеспечение комфортных, бесконфликтных и безопасных
условий ее развития, реализации ее природных потенциалов.
Игровая - подразумевается
такое
качество
деятельности,
которое
характеризуется высоким уровнем мотивации, осознанной потребностью в
усвоении знаний и умений, результативностью и соответствием социальных
норм.
Проблемного обучения - организация занятий, предполагающая создание под
руководством педагога проблемных ситуаций и активную самостоятельную
деятельность
детей
по
их
разрешению,
в
результате
чего происходит овладение навыками, умениями и развитие мыслительных
способностей.
Ситуационного обучения заключается в систематизации и анализе типичных
дорожно - транспортных ситуаций, в результате которых произошли или могут
произойти ДТП, приучить ребенка предвидеть опасные ситуации, правильно их
оценивать
и
прогнозировать
их
развитие,
вырабатывать
решения,
предупреждающие попадание ребенка в ДТП.
Интегрированного подхода в воспитании навыков безопасного поведения –
совокупность деятельностей и их методов, направленных на эффективный процесс
организации познавательной деятельности, создающих условия для формирования
безопасного поведения.
Формы и методы проведения образовательной деятельности (в том числе и
НОД) по изучению правил дорожного движения.
Программа предполагает систематическую и разноплановую работу,
использование творческих форм и методов обучения и воспитания детей, а также
активные формы организации обучения и просвещения родителей по данной
проблеме. Комплексное решение вопросов, сотрудничество с ГИБДД, в ходе
реализации программы способно изменить деятельность дошкольного учреждения,
создать условия для привития детям устойчивых навыков безопасного поведения
на дороге.
Используемые в ходе работы ситуационные формы обучения, максимальное
разнообразие приемов и средств, творческий поиск позволяют:
ребенку научиться предвидеть опасные ситуации и правильно их оценивать,
создавать модель поведения на дороге;
привлекает родителей к осуществлению взаимодействия с дошкольным
образовательным учреждением.
Работа в ходе реализации программы может быть специально организованна, а
также внедрена в обычные плановые формы работы.
К рассказу педагог обращается, когда нужно сообщить воспитанникам новые
знания, факты, события, т.е. то, что они не могут наблюдать
непосредственно. Содержание рассказа должно опираться на имеющийся личный
опыт детей, который педагог расширяет и обогащает новыми элементами. В
7
рассказе используются логические приемы сравнения, сопоставления, обобщения.
Рассказ, как правило, сопровождается показом иллюстраций, рисунков в учебной
книжке-тетради, записью новых слов, понятий, определений.
Рассказ-объяснение необходимо применять, когда нужно раскрыть логическую
последовательность, обнаружить зависимость между изучаемым объектом и
явлениями в дорожной среде (например, между переходом дороги и зеленым
сигналом светофора и т.д.). В рассказе-объяснении педагог постоянно дает
установку на необходимость больше видеть вокруг, быть внимательными и
осторожными.
Беседы, минутки (пятиминутки). Этот метод педагог использует, опираясь на
уже имеющиеся знания и личный опыт ребенка, подводит их с помощью вопросов
к пониманию нового учебного материала, углубляет и развивает их знания, умения
и навыки.
Встречи, беседы с инспектором ГИБДД.
Правильно сформулированная задача придает мышлению детей направленность на
то, что от них требуется. Существенную роль играют установки педагога на
запоминание той или иной информации, неоднократное повторение в процессе
занятий (по разным темам), например, значимости зеленого света светофора как
безопасного, красного - как опасного или правила перехода улиц и дорог (смотрим
во все стороны, а затем налево, направо.
Решение проблемных ситуаций.
Игра. Познавательные игры с детьми проводят преимущественно по правилам.
Сначала формируют задание, потом - способ выполнения.
Тематические игры-упражнения, многократно повторяемые и направленные на
формирование умений и навыков безопасно вести себя на улицах и дорогах.
Упражнения могут быть индивидуальными и групповыми.
Тренировочные упражнения имеют целью повторить усвоенные действия для
поддержания уже сформировавшихся умений и навыков.
Ролевая игра. Она всегда носит эмоциональный характер, что способствует более
прочному запоминанию правильных безопасных действий.
В подготовительной группе в игру вводятся моделирование
дорожных ситуаций для самостоятельного поиска выхода из опасных ситуаций,
анализа и оценки ошибочных, неправильных и, наоборот, правильных и
безопасных действий.
Экскурсии. Важно показать, где нельзя переходить улицы и дороги: вблизи
крутых поворотов, при наличии препятствий, ограничивающих обзор дороги; на
нерегулируемых перекрестках с интенсивным движением и большим числом
прилегающих дорог, проездов, выездов и т.д.
На экскурсиях дети приобщаются к дорожной среде, осознают значимость
усвоенных знаний, умений, навыков и привычек.
Конкурсы, викторины, развлечения, досуги.
Чтение художественной литературы.
Продуктивные виды деятельности.
8
ЗАДАЧИ ОСВОЕНИЯ ПРОГРАММЫ ДЕТЬМИ 6-7 ЛЕТ.
1. Учить детей свободно ориентироваться вокруг детского сада: знать все
общественные здания, уметь ориентироваться в многообразии транспортных
средств.
2. Прививать правила пользования транспортным средством: поведение пассажира
на остановке, во время посадки, во время движения, при выходе.
3. Продолжать знакомить с основными терминами и понятиями дорожного
движения: все элементы дорог, обязанности пешеходов и пассажиров, правила
перехода
железнодорожных
переездов,
предупредительные
сигналы,
подаваемые водителем, средства регулирования дорожного движения.
4. Продолжать знакомить с дорожными знаками: «Пешеходный переход», «Место
остановки автобуса», «Дети», «Движение пешеходов запрещено», «Пешеходная
дорожка», «Больница», «Телефон», «Пункт питания».
5. Систематизировать знания об устройстве улицы, о дорожном движении.
6. Формировать умение находить дорогу из дома в детский сад на схеме
местности.
7. Подвести детей к осознанию необходимости соблюдать правила дорожного
движения.
8. Расширять знания детей о работе сотрудников ГИБДД.
9. Воспитывать культуру поведения на улице и в транспорте.
Ожидаемый результат:
-ребенок умеет свободно ориентироваться вокруг детского сада;
-знает основные термины и понятия дорожного движения;
-имеет представления о дорожных знаках;
-соблюдает правила безопасного поведения в транспортном средстве;
-ребенок применяет полученную информацию в практической деятельности,
-умет применять навыки культурного, уверенного и безопасного поведения.
IV. УЧЕБНЫЙ ПЛАН
Содержание работы
Количество мероприятий
в неделю
Мероприятия
по 2
тематическому плану
в месяц
в год
8
35
9
V. КАЛЕНДАРНО - ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
ПО ОБУЧЕНИЮ ДЕТЕЙ ПРАВИЛАМ ДОРОЖНОГО ДВИЖЕНИЯ И
БЕЗОПАСНОМУ ПОВЕДЕНИЮ НА ДОРОГЕ.
Сентябрь
1 неделя
2 неделя
3 неделя
4 неделя
Октябрь
1 неделя
2 неделя
3 неделя
«Дорога и ее элементы».
1.«Улица». Цель: выработать навыки сознательного отношения к
соблюдению правил безопасного движения.
2. Дидактическая игра «Улица». Цель: выяснить готовность правильно
действовать в сложившейся ситуации на дороге, улице. Закрепление
знаний о родном городе (что такое улица). «Основные части улицы».
3.Дидактическая игра «Улица, на которой расположен наш детский
сад». Учить детей свободно ориентироваться в своем комплексе.
4. Разработка и использование маршрута «Дом - детский сад». Цель:
повысить безопасность движения ребенка в детский сад и
обратно. Учить детей ориентироваться в дорожных ситуациях на пути
движения в детский сад и обратно.
5.Чтение художественных произведений С. Михалков «Моя улица».
6. Чтение художественных произведений И. Серяков «Улица, где все
спешат», О. Бедарев «Азбука безопасности». Через художественные
произведения закреплять знания о ПДД.
7.Рисование «Наш город». Цель: Вызвать интерес к родному городу,
эмоциональный отклик.
8. Практическое упражнение: «Дружим мы со знаками», «Учимся
правильно переходить дорогу», «Регулировщик».
Транспортные средства (пассажирский, грузовой, оперативный и
специальный).
1.Дидактические игры: «Транспорт», «Какие бывают автомобили».
Цель: закрепить знания о различных видах транспортных средств,
безопасном поведении на улице и дорогах, о правилах поведения в
общественном транспорте, дорожных знаках.
2. Дидактическая игра: «Правила для пассажиров». Цель: закрепить
знания о различных видах транспортных средств, безопасном
поведении на улице и дорогах, о правилах поведения в общественном
транспорте, дорожных знаках. Расширить знания о машинах
специального назначения; о деталях машин; углубить и уточнить
знания об истории транспорта, сформировать положительный настрой.
3. Расширить знания о машинах специального назначения; о деталях
машин; углубить и уточнить знания об истории транспорта,
сформировать положительный настрой.
4. Беседа «Готовы ли мы стать пассажирами». Цель: рассказать детям
об основных правилах поведения в транспорте. Уточнить знания детей
о том, что все мы бываем пассажирами, закрепить правила посадки в
транспорт и высадки из него.
5. Чтение рассказа Н. Носова «Автомобиль». Развивать у детей знания
10
4 неделя
Ноябрь.
1 неделя
2 неделя
3 неделя
4 неделя
Декабрь
1
правил для пешеходов через художественное слово, закреплять знания
о дорожных знаках, полученных ранее.
6. «Клуб пешеходов». Беседа «Для чего нужно знать и выполнять
ПДД». Цель: Учить детей знать и выполнять ПДД. Закреплять с детьми
навыки правильно переходить улицу.
7. Развлечение для детей «Правила движения достойны уважения».
8. Практическое упражнение (решение проблемных ситуаций): «Учимся
правильно переходить дорогу».
«Светофор».
1. Дидактическая игра «Веселый светофор». Закреплять знания о
видах специального транспорта, его назначении и знания о
правилах безопасности на дорогах.
2. Дидактические игры «Уважайте светофор». Цель: закрепить и
выполнить знания о работе светофора, о назначении всех его
сигналов, о правилах дорожного движения, транспорте и его
назначении, формировать положительное эмоциональное
состояние детей.
3. Чтение художественных произведений А. Северный «Светофор».
Через художественные произведения закреплять знания ПДД.
4. Чтение художественных произведений В. Кожевников
«Светофор». Через художественные произведения закреплять
знания ПДД.
5. Практические занятия на макете «Улица» с использованием
мелких игрушек, знаков дорожного движения.
6. Ролевая игра «Светофор». Учить различать дорожные знаки,
предназначенные для водителей и пешеходов. Расширять знания
детей о правилах поведения пешехода и водителя в условиях
улицы.
7. Рисование «Светофоры на улицах города».
8. Аппликация «Светофоры на улицах города»
Правила перехода проезжей части дороги.
1. Дидактическая игра: «Правила поведения пешеходов и пассажиров».
Цель: закрепить ранее полученные знания о правилах поведения
пассажиров на остановках общественного транспорта и в общественном
транспорте, развивать стремление правильно вести себя в транспорте и
на улице.
2. Дидактическая игра «Школа пешеходных наук». Цель: закреплять
знания о правилах перехода улицы без помощников; о правилах
поведения в общественном транспорте. Познакомить с понятием
«двустороннее движение».
11
2 неделя
3 неделя
4 неделя
Январь
1 неделя
2 неделя
3. Решение проблемных ситуаций с нарушением правил дорожного
движения. Решение проблемной ситуации : как нужно перейти через
дорогу, если нет подземного перехода. Учить правильно переходить
улицу.
4. Дидактическая игра «Правила для пешеходов и пассажиров». Цель:
познакомить с правилами для пешеходов и пассажиров. Закрепить с
детьми понятия «водитель» и «пешеход». Формировать чувство
ответственности свою жизнь.
5. Художественная литература: заучивание стихотворения «Вот
городская улица… из книги «Азбука маленького пешехода».
6. Практическое занятие «Грамотный пешеход». Познакомить детей с
понятиями «тормозной путь», «скользкая дорога», с особенностями
движения по ней транспорта; со знаком «скользкая дорога». Упражнять
в умении решать противоречия экспериментальным путем. Развивать
умение прогнозировать события. Закреплять знания о дорожном
движении. Воспитывать у детей сознательное отношение к соблюдению
правил безопасности движения.
7. Аппликация «Светофоры для транспорта и для пешеходов».
8. Развлечение «Я пешеход». Цель: Уточнить и расширить знания детей
о правилах дорожного движения и о правилах пешеходов; формировать
способности ориентироваться в пространстве, знания поведения на
дороге. Воспитывать у детей чувство коллективизма, умение
сопереживать и добиваться поставленной
цели.
«Дорожные знаки».
1. Дидактическая игра «Путешествие в страну знаков».
Продолжать знакомство с дорожными знаками. Закрепить знания о
дорожных знаках «Пешеходный переход», «Место остановки
автобуса», «Проход закрыт», «Пункт питания», «Телефон», «Пункт
медицинской помощи», «Внимание! Дети».
2. Дидактическая игра: «Изучение запрещающих знаков». Цель:
познакомить детей с некоторыми запрещающими знаками, закрепить
знания о ранее изученных знаках.
3. Дидактическая игра: «Знаки сервиса». Цель: познакомить детей с
некоторыми знаками сервиса, дать представление об их значении на
дороге.
4. Дидактическая игра: «Предписывающие знаки». Цель: познакомить
детей с предписывающими знаками и их характеристиками (форма,
цвет); сравнить предписывающие и запрещающие
знаки.
12
3 неделя
Февраль
1 неделя
2 неделя
3 неделя
4 неделя
Март
1 неделя
2 неделя
5. Конкурс «Знай дорожные знаки». Стихи - загадки отгадать
нарисовать соответствующий знак.
6. Игра - викторина «Знаки на дорогах». Цель: Определить, как дети
усвоили правила безопасности движения, закрепить знания о сигналах
светофора. Воспитывать у детей внимательность, сообразительность,
умение выполнять правила безопасности движения.
«Сигналы регулировщика».
1. «Влиятельная палочка». Цель: дать начальное представление о
работе милиционера - регулировщика; объяснить, в каких условиях
нужна его работа, что значат его жесты.
2. Дидактическая игра: «Светофор и регулировщик». Цель: уточнить
знания детей о работе сотрудника ГИБДД (регулировщика), объяснить
значение его жестов, учить детей соотносить жесты регулировщика с
цветом светофора.
3. Дидактическая игра: «О чем сигналит регулировщик». Цель:
развивать у детей наблюдательность, учить находить нужный сигнал
светофора в зависимости от положения регулировщика, развивать у
детей внимание память.
4. «Регулировщик и его работа». Цель: Познакомить с работой
регулировщика, научить показывать сигналы «Остановись»,
«Внимание», «Путь свободен» и действовать в соответствии с ними.
5. Практические занятия: «Что ты будешь делать, если….».
Формировать самостоятельность и ответственность, связанные с
переходом улицы. Учить выбирать наиболее безопасные маршруты
движения от дома до детского сада.
6. Викторина: «Юные помощники инспектора ГИБДД».
7. Игры с макетом перекрестка. Закреплять знания о двустороннем
движении, о правилах дорожной безопасности. Учит выполнять
действия за водителя, милиционера на макете перекрестка.
8. Рисование «Регулировщик».
«Перекресток».
1. Беседа «Сведения о дорогах». Дать детям понятие перекресток.
Закреплять знания о названиях улиц города.
2. Дидактическая игра: «Опасный перекресток». Цель: расширять
представления детей о движении транспорта на перекрестке, дать
представление о «регулируемом перекрестке» и о работе
регулировщика, продолжать знакомить с правилами передвижения
пешеходов и машин с помощью светофора.
3. Дидактическая игра: «Перекресток». Цель: уточнить знания о
перекрестке, познакомить с правилами перехода проезжей части, где
есть перекресток. Закреплять правила поведения на проезжей части.
4.Практическая работа. Работа с макетом» Перекресток». Дети
передвигают макеты машин и фигурки пешеходов по улицам макета
перекрестка в соответствии с сигналами светофора.
13
3 неделя
4 неделя
Апрель
1 неделя
2 неделя
3 неделя
4 неделя
5. Чтение художественных произведений Н. Кончаловский «Самокат»,
В. Семернин «Запрещается - разрешается». Через художественные
произведения закреплять знания о ПДД.
6. Развлечение «Путешествие в город дорожных знаков». Цель: В
игровой форме закрепить знания о правилах дорожного движения,
дорожных знаках.
7. Вечер загадок: «Отгадай дорожный знак».
8. Вечер загадок: «Отгадай дорожный знак».
Практические игры по правилам дорожного движения.
1. «Уважайте светофор». Цель: закрепить и выполнить знания о работе
светофора, о назначении всех его сигналов, о правилах дорожного
движения, транспорте и его назначении, формировать положительное
эмоциональное состояние детей.
2. «Велосипед на улицах города». Познакомить детей с дорожными
знаками, регламентирующими передвижение велосипедистов.
Практические задания: работа с плакатами, иллюстрирующими
передвижение велосипедистов.
3.Дидактическая игра «Законы улиц и дорог». Цель: прививать правила
поведения на дорогах, умение ориентироваться в пространстве.
4. Практические игры по правилам дорожного движения.
5. Практическое упражнение: «Пешеходный переход».
Пазлы «Собери знак». Цель: развивать образное мышление,
наблюдательность, память, внимание, закрепить знание дорожных
знаков. Конкурс среди родителей «Составление кроссворда по
правилам дорожного движения».
6. Рисование детей и родителей на тему «Где нельзя играть на
улице», закреплять представления детей об опасных и безопасных
местах для игр во дворе.
7. Дидактическая игра «Дидактический светофор». Цель: закрепить
знания детей о назначении трех сигналов светофора, развивать
творческое мышление, внимание. Учить детей ассоциировать цвет
светофора с эмоциональным состоянием (красный цвет сердится, а
зеленый улыбается).
8. Развлечения «Сюрприз от Печкина». Цель: в игровой форме
закрепить представления детей о правилах дорожного
движения. Расширять представления о правилах поведения на улице.
Способствовать развитию осторожности внимания, осмотрительности,
сосредоточенности, осуществлять физическое развитие
детей.
14
Май
1 неделя
2 неделя
3 неделя
4 неделя
Практические игры по правилам дорожного движения.
1. «Улица». Цель: выяснить готовность правильно действовать в
сложившейся ситуации на дороге, улице. Закрепление знаний о родном
городе (что такое улица).
2. «Дорога в школу». Цель: познакомить детей с правилами безопасного
поведения в общественном транспорте, научить применять личный
опыт в совместной игровой
деятельности.
3. «Правила для велосипедистов». Цель: Познакомить детей с
историей изобретения велосипеда, его устройством и правилами для
велосипедистов. Расширять представления детей о средствах
передвижения. Воспитывать желание соблюдать правила дорожного
движения.
4. Дорожная разметка». Цель: познакомить с видами дорожной
разметки и многополосным
движением.
5. Чтение Н. Калинина «Машины».
6. Викторина «Пешеход на улице». Закреплять знания о ПДД, навыки
поведения вне
дома.
7. Развлечение: «Самый внимательный и сообразительный».
8. Практическая деятельность. Изготовление книжки - малышки
«Дорожные знаки». Цель: закрепление знаний детей о дорожных
знаках.
Всего: 35занятий
VI. МОНИТОРИНГ УРОВНЯ ЗНАНИЙ, УМЕНИЙ И НАВЫКОВ ДЕТЕЙ ПО
ОСВОЕНИЮ ПДД
Мониторинг проводится два раза в год: 1 – вводный (сентябрь)
2 - итоговый (май).
Уровни усвоения программы оцениваются по 3-х балльной системе:
высокий – 3 балла;
средний – 2 балла;
низкий – 1 балл.
Приобретение ранее знания, умения и навыки по правилам дорожного движения
необходимо пополнить, закрепить и расширить, добавив новые понятия.
Дети должны:
- уметь решать проблемные ситуации, возникающие на проезжей части и во
дворе;
- узнавать разные виды транспорта, уметь классифицировать: пассажирский,
строительный, военный;
- иметь представление о работе регулировщика и его функциях;
15
- уметь классифицировать дорожные знаки: предупреждающие, информационноуказательные.
Вопросы мониторинга усвоения Программы по ПДД по направлению:
«Правила поведения в транспорте».
1.Где должен находиться пассажир, ожидающий транспортное средство? Пассажир
должен находиться на автобусной остановке, посадочной площадке. Если
посадочная площадка отсутствует, транспорт ожидают на тротуаре или обочине.
2.Как должен вести себя пассажир на автобусной остановке, ожидая транспорт?
Ожидая транспорт, пассажир должен вести себя спокойно, быть внимательным и
осторожным.
3. Что может случиться с пассажиром, если на автобусной остановке он будет
невнимательным и неосторожным?
4.Как пассажир должен вести себя в транспорте? Пассажир в транспорте должен
вести себя спокойно: не толкаться, проходить вперед, уступать места пожилым
людям и пассажирам с детьми.
5. Какие правила поведения в транспорте ты еще знаешь? Пассажир не должен
заходить в транспорт с мороженым, можно запачкать других людей. Нельзя ничего
выбрасывать в окно, мусор может попасть в прохожего и загрязнить улицу.
6.Что еще нельзя делать в автобусе?
Вопросы мониторинга усвоения Программы по ПДД по направлению
«Улица».
1.Что такое улица? Улица - часть города или населенного пункта с дорогой,
дорожными знаками , пешеходными переходами (зебра, подземный, надземный),
домами и учреждениями , школами и детскими садами.
2.Что такое дорога? Дорога - часть улицы, по которой движутся машины, а также
тротуар, обочина, разделительные полосы.
3. Что такое проезжая часть? Проезжая часть - часть дороги, предназначенная для
движения транспорта. Она бывает с односторонним (когда машины движутся
только в одну сторону, в одном направлении) и двусторонним движением (когда
машины движутся в противоположных направлениях), границы которых
обозначены разделительными полосами.
4. Что такое тротуар? Тротуар - часть дороги, предназначенная для движения
пешехода, примыкающая к проезжей части, отделенная от нее газонами.
5. Что такое пешеходный переход? Пешеходный переход - участок проезжей части,
обозначенный зеброй и предназначенный для движения пешеходов через дорогу.
6. Что такое перекресток? Перекресток - место пересечения двух
дорог, регулируемое светофором.
7. Что такое остановка? Остановка - место, где останавливается транспорт для
посадки и высадки пассажиров.
8. Что такое железнодорожный переезд? Железнодорожный переезд - пересечение
дорог и железнодорожными путями.
9. Для чего нужен светофор? Светофор нужен для регулирования движения
транспорта и пешеходов через дорогу.
16
10. Какие бывают пешеходные переходы? Пешеходные переходы предназначены
для движения пешеходов через улицу и бывают трех видов: наземные (зебра),
подземные, надземные.
Вопросы мониторинга усвоения Программы по ПДД по направлению:
«Опасные игры на дорогах и вблизи проезжей части».
1.Где ребенку можно играть, когда он выходи т из дома на прогулку? Можно
играть на детской площадке, во дворе.
2. Должен ли ребенок быть внимательным, игра я во дворе? Нужно быть очень
внимательным, потому, ч то во двор часто заезжают машины. Они могут ехать на
большой скорости и сбить ребенка.
3. Почему нельзя играть на проезжей части? Потому что проезжая часть
предназначена для движения транспорта. Играя на проезжей части, ребенок
создает аварийную ситуацию.
4. Почему нельзя играть около проезжей части? Играя около проезжей части,
ребенок может увлечься и выскочить на дорогу, попасть под проезжающую
машину.
5. Почему нельзя играть с мячом около проезжей части? Когда играешь с мячом
вблизи проезжей части, мяч может выскочить на дорогу, погнавшись за ним,
можно попасть под машину.
6. Почему нельзя ездить на велосипеде по проезжей части? Ездить на велосипеде
по проезжей части, разрешается детям после 14 лет. Маленькие дети должны
ездить на велосипедах на детских площадках, во дворах, в специально отведенных
местах. Катаясь нужно соблюдать осторожность и быть внимательным, чтобы не
причинить вред себе и другим.
7. Почему нельзя кататься на санках около проезжей части? Можно не рассчитать
скорость движения санок, не успеть затормозить и выехать на проезжую часть,
попасть под машину.
8. Где ты играешь, когда выходишь из дома на прогулку? Во дворе, в специально
отведенном месте. Безопасное место находится вдали от проезжей части и от
проезжающих машин.
VII. ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ С РОДИТЕЛЯМИ:
Консультации.
Беседы.
Буклеты, памятки.
Родительские собрания
Совместные развлечения, соревнования, конкурсы и выставки по Правилам
дорожного движения,
Встречи, беседы с инспектором ГИБДД.
Проведение «открытых» занятий по формированию у дошкольников навыков
безопасного поведения на улицах и дорогах.
Просветительская работа в форме лекций, семинаров-практикумов, круглых
столов
и
«Школы
родителей»,
разработки
рекомендаций
по
17
организации занятий по формированию у дошкольников навыков безопасного
поведения на улицах и дорогах в домашних условиях.
В «Уголке безопасности» размещаются материалы по обучению детей правилам
поведения на улице, в общественном транспорте (папки-передвижки, ширмы).
- «Взрослые! Вам подражают!»
- «О значении обучения детей ПДД».
- «Дисциплина на улице – залог безопасности пешехода».
- «Как должны вести себя взрослые, находясь на улице с ребенком»:
Консультаций
- «О значении обучения детей дошкольного возраста Правилам дорожного
движения».
- «О поведении в общественном транспорте».
- «Как научить ребенка безопасному поведению на улице?»
- «Пешеходом быть - наука!»
- «Этого могло не случиться».
- «Что нужно знать детям и родителям о ПДД».
- «Улица требует к себе уважения».
- «Знаете ли вы особенности местоположения детского сада?» и др.
Перспективный план работы с родителями
по правилам дорожного движения
Месяц
Сентябрь
Октябрь
Мероприятия
1.Общее родительское, групповые собрания: «Планирование работы
по предупреждению детского дорожно-транспортного травматизма.
Пути повышения её эффективности на 2019-2020 учебный год», с
целью ознакомления родителей с планом работы по предупреждению
детского дорожно-транспортного травматизма
2. Привлечение родителей к оформлению индивидуального маршрута
ребенка от дома до детского сада.
3.Выпуск информационных стендов для родителей по профилактике
детского травматизма
4. Индивидуальная работа (привлечь родителей к изготовлению
атрибутов к сюжетно – ролевой игре) макет дороги.
5.Анкетирование родителей «Поговорим о правилах дорожного
движения».
6. Памятка для родителей «В этом возрасте ребенок должен
усвоить…»
1. Встреча с работником ГИБДД: « Профилактика детского
травматизма на дорогах города».
2. Памятки по пддтт «ребенок в автомобиле».
3.Участие родителей в занятиях на тему ПДД (рассказы пап водителей о том, как пешеходы мешают вождению транспорта).
4.Консультация для родителей «Разработка и использование маршрута
«Дом - детский сад».
5. Конкурс рисунков детей и родителей «Опасность улиц города».
18
Ноябрь
Декабрь
Январь
Февраль
Март
6. Фотоконкурс «Мой город».
Привлечение родителей к оформлению выставки и альбома.
7. Прогулка к проезжей части привлечь родителей к помощи в организации совместной прогулки.
1. Консультация для родителей: «Безопасность в общественном
транспорте», «Перевозка детей в личном и общественном транспорте».
2. Совместная работа ДОУ с родителями по разработке памятки по
обучению детей безопасному поведению на
дороге.
3.Участие родителей в выставках рисунков по данной
проблеме.
4. Конкурс на изготовление дорожных знаков из бросового материала.
5. Совместный досуг развлечение «Путешествие по городу дорожных
знаков». Встреча с сотрудником ГИБДД
1.Встреча с работником ГИБДД: «Профилактика детского травматизма
на дорогах города».
2.Аналитические данные дорожно-транспортных происшествий с
участием детей.
3.Реклама автомобильного кресла для детей.
Консультация «Безопасность в автомобиле».
4.Совместное участие детей и родителей в конкурсе «Гирлянда из
дорожных знаков на елку».
1.Практикум для родителей: «Подвижные игры по правилам дорожного
движения».
2.Совместное участие детей и родителей в конкурсе «Стихи про знаки
ПДД все сочиняем, потом рисуем их и все запоминаем».
3.Консультация для родителей «Пример родителей - один из основных
факторов успешного воспитания у детей навыков безопасного
поведения на улице».
4. Памятка «Осторожно, на дороге дети».
1.Участие в подготовке и проведении праздничных развлечений,
выставок по ПДД.
2.Профилактические беседы по предупреждению детского дорожно транспортного травматизма.
3. Памятки на тему «Правила перехода улицы».
4. Совместное участие детей и родителей в развлечении ко дню
Защитника Отечества: «Защитник Отечества ПДД должен знать, чтоб
жизнь свою и других охранять».
1.День открытых дверей: «Профилактика ДДТТ среди детей».
2.Совместное составление коллажа «Мой двор» в рамках Дня открытых
дверей.
3. Издание буклета для родителей «Как научит ребенка безопасному
поведению на улице?» (рекомендации родителям по обучению ребенка
19
Апрель
Май
ПДД).
4.Конкурс детей и родителей на лучший плакат по дорожным знакам.
1.Участие родителей в проведении месячника по правилам дорожной
безопасности:
Конкурсы рисунков.
Участие в детских праздниках.
Экскурсия «Пешеходный переход».
2.Круглый стол для родителей «Работа ДОУ и семьи по профилактике
ДТП».
3.Консультация для родителей» Советы инспектора ГИБДД - маршрут
выходного дня».
4.Игра - тренинг для родителей «водители, пешеходы, автомобили» с
участием сотрудника ГИБДД и психолога ДОУ.
1. Памятки для родителей по обучению детей правилам дорожного
движения в соответствии с возрастной категорией детей.
2. Аналитические данные дорожно-транспортных происшествий с
участием детей.
3.Совместный спортивный досуг «В гостях у светофора».
4. Оформление с привлечением родителей фото стенда «Мы изучаем
ПДД».
5.Памятки для родителей «Правила катания на велосипеде».
6. Презентация «Правила дорожные надо соблюдать и летом их не
нарушать»
VIII. ЛИТЕРАТУРА.
1. Авдеева Н.Н., Князева О.О. «Безопасность». Санкт - Петербург «Детство Пресс». 2002
2.
Белая
К.Ю.,
Зимонина
В.Н.
«Как
обеспечить
безопасность
дошкольников». Москва «Просвещение», 2000.
3.Белая К.Ю., Зимонина В.Н. «Твоя безопасность». Москва «Просвещение»,
2004
4.Баринова Е.В. «Улица, транспорт, дорога. Безопасность малышей». Ростов - на Дону. Феникс 2014.
5.Беляевскова Г.Д. «Правила Дорожного Движения для детей 3-7 лет». Волгоград
«Учитель»2013.
6.Баряева Л.А. « Азбука дорожного движения». Дрофа Москва 2007
7.Вдовиченко Л.А. «Ребенок на улице. Цикл занятий для старших дошкольников
по обучению Правилам Дорожного движения». Санкт - Петербург «Детство Пресс» 2011.
8.Гарнышева Т.П. «Как научить детей ПДД?» Методические рекомендации и
развернутые планы занятий Издательство «Детство - Пресс»2011.
9.Данилова Т.И «Программа «Светофор» обучение детей дошкольного возраста
ПДД» Санкт - Петербург «ДЕТСТВО - ПРЕСС»2011.
20
10. Елжова Н.В. «ПДД в детском Саду». Ростов - на - Дону. Феникс 2013.
11. Извекова Н.А., Медведева А.Ф. «Занятия по правилам дорожного движения».
Москва ООО «ТЦ Сфера» 2009.
12. Кобзева Т.Г. «Правила Дорожного Движения система обучения
дошкольников». Волгоград «Учитель»2010
13. Майорова Ф.С.. «Изучаем дорожную азбуку». Москва «Скрипторий» 2007.
14. Романова Е.А. «Правила дорожного движения для детей дошкольного
возраста». Москва Творческий Центр Сфера 2005.
15. Черемшанцева «Основы безопасного поведения дошкольников».
Волгоград. 2008
21