Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
детский сад №11 «Теремок» п. Орловский
ПРИНЯТО
решением педагогического совета
МБДОУ детского сада №11
«Теремок»п. Орловский
Протокол № 1 от «31» августа 2024 г.
УТВЕРЖДЕНО
Заведующий МБДОУ д/с №11
«Теремок»
Е.И.Дорохова
Приказ № 115 от «31» августа 2024 г.
Рабочая дополнительная образовательная
программа
«По истокам казачества»
Возраст обучающихся: 6- 7 лет
Срок реализации программы: с 02.09.2024 по 30.05.2025 г.
Автор - составитель: Ткачева И.Д. воспитатель
педагог дополнительного образования
п. Орловский
2024 г.
1
СОДЕРЖАНИЕ
1. Целевой раздел
1.1. Пояснительная записка
2. Содержательный раздел
2.1. Основные направления программы
2.2. Учебный план для возрастной группы со сроками обучения,
наименованиями разделов, темами и часами для каждой темы.
2.3. Календарно-тематическое планирование на учебный год
3. Организационный раздел
3.1. Годовой календарный учебный график
3.2. Режим занятий и расписание на текущий учебный год
3.3. Формы и сроки проведения итоговых, отчетных мероприятий
3.4. Методическое обеспечение программы.
• Список литературы
2
1. Целевой раздел
1.1.
Пояснительная записка
Народ крепко дорожит обычаями,
Как своими священным достоянием.
В.Г.Белинский
Родина. Отчизна. Отчество. Отчий край. Так называют люди ту землю, на
которой родились, и нет ничего дороже у человека, чем Родина, красота которой
открылась ему однажды ка чудо. Необходимо помочь ребенку открыть то чудо,
приобщая его к природе, быту, истории, культуре родного края. Знакомясь с
историей своего края, ребенок начинает любить его и сохраняет чувство
привязанности на всю жизнь. И чем лучше дети будут знать свой край, тем лучше
поймут значение того, что происходит сегодня и тем яснее представят будущее.
Человек, любящий Родину, не способен на предательство, преступление. А это так
важно в наше время
Анализ образовательного процесса показал, что при общем понимании
важности работы по возрождению духовности и патриотизма, нача нравственного
сознания воспитанников на основе культурно-исторических региональных
традиций Донского края, педагоги испытывают затруднения в ее реализации .Это
связано, как с недостатком знаний по данной проблеме, так и с затруднениями в
отборе адекватного содержания в связи с отсутствием у педагогов целостного
видения картины. Данная проблема послужила причиной разработки
представленной программы «По истокам казачества».
В рабочей ДОП «По истокам казачества» конкретизируются положения программы на
2024 – 2025 учебный год.
2. Содержательный раздел
2.1. Основные направления по программе:
Основные направления программы:
1. Содержание программы обеспечивает развитие личности, мотивации и
способностей детей в различных видах деятельности, где образовательные области
пересекаются, обогащая друг друга .
2. Социально-коммуникативное развитие
Направлено на усвоение норм и ценностей, принятых в обществе, включая
моральные и нравственные ценности; развитие общения и взаимодействия ребенка со
взрослыми и сверстниками; становления самостоятельности, целенаправленности и
3
саморегуляции собственных действий; формирование уважительного отношения и
чувства принадлежности к своей семье, малой Родины; развитие эмоциональной
отзывчивости, сопереживания; формирование позитивных установок к различным
видам труда и творчества; формирование основ безопасного поведения в быту, социуме
природе
3.Познавательное развитие
Предполагает развитие интересов детей, любознательности и познавательной
мотивации; формирование первичных представлений о себе, других людях, обьектах
окружающего мира, о малой Родине и Отчизне, представлений о социокультурных
ценностях нашего народа, об отечественных традициях и праздниках.
4.Речевое развитие
Включает владение речью как средством общения культуры; развитие речевого
творчества, знакомство с книжной культурой, понимание на слух текстов различных
жанров устного народного творчества.
5.Художественно-эстетическое развитие
Приобщение к разным видам художественно-эстетической деятельности, развитие
потребности в творческом самовыражении, инициативности и самостоятельности в
воплощении художественного замысла.
6.Физическое развитие
Предполагает становление ценностей здорового образа жизни, овладение его
элементарными нормами и правилами, владение подвижными играми с правилами;
развивать эмоциональную свободу, физическую выносливость, смекалку, ловкость
через народные игры
4
Разделы содержания программы кружка
«По истокам казачества»1 раздел:
«Человек в истории Донского края»
2 раздел:
«Человек созидатель культуры»
3 раздел:
«Человек в пространстве Донского края»
4 раздел:
«Праздники, события в жизни людей»
2.2. Учебный план
Учебный план по дополнительному образованию на учебный год является
локальным нормативным документом, регламентирующим общие требования к
организации дополнительного образования в муниципальном бюджетном
дошкольном образовательном учреждении детском саду №11 «теремок»
Учебный план определяет содержание дополнительной общеобразовательной
программы «По истокам казачества», обеспечивающей реализацию интересов и
потребностей воспитанников, родителей (законных представителей) и дополняет
содержание ООП ДОУ.
Реализация учебного плана предполагает учет принципа интеграции
образовательных областей в соответствии с возрастными возможностями и
особенностями воспитанников, спецификой и возможностями образовательных
областей.
Дополнительная
общеобразовательная
программа
социально-гуманитарной
направленности
«По истокам казачества» - общеразвивающая, охватывает образовательные
области: художественно-эстетическое развитие, социально- коммуникативное
развитие, речевое развитие, физическое развитие
Чтобы полностью реализовать воспитательные возможности литературы, развить
творческие и актерские способности детей (эмоциональность исполнения,
естественность поведения, умение интонацией, жестом, мимикой передать свое
отношение к содержанию литературной фразы), в ДОУ запланирована работа с
детьми старшей группы по дополнительной общеобразовательной программе
«По истокам казачества».
5
2.3 Календарно – тематический план на год
Дата
Наименование частей, разделов и
тем (содержание занятия)
Количество
часов
Формы контроля/
итоговые
мероприятия
1
Вводное занятие. Знакомство с мини
– музеем «Казачья горница»
1
Диагностика
2
День рождения Ростовской области
1
3
«Кто мы и откуда наши корни».
1
4
«Крепость в степи»
1
5
«Кто такие казаки?»
1
6
«Казачьи символы и знаки»
1
7
«Жизнь, обычаи и традиции
казаков»
1
8
«В гостях у бабушки Аксиньи»
1
9
Аппликация на тему «Подарки с
казачьей грядки».
1
10
«Казачья ярмарка»
1
11
Труд людей родной земли
1
12
«Жилище казака»
1
13
«День матери – казачки»
1
14
Рисование жилища казака.
1
15
«Казачье подворье»
1
16
«Предметы быта казаков».
1
17
«Изготовление посуды из глины».
1
18
Увеселения, игры, забавы казаков.
«Колядки», «Святки»
1
Аппликация «Украшение коврика».
1
N
п/п
19
20
6
1
Развлечение «Казачьи
посиделки
Праздник
«Казачьи напевы»
Развлечение
«На Дону пословица
недаром молвится»
Развлечение
«Пришла коляда
отворяй ворота»
21
«Казачий фольклор: пословицы и
поговорки».
1
22
«Чтение казачьих сказок»
1
23
Инсценировка казачьих сказок
«Лиса и охотник»,
«Как казак разбогател».
1
24
«Воспитание казачат».
1
25
«Казак без службы – не казак».
1
26
«Казачьи посиделки».
1
27
«Празднование масленицы у
казаков».
1
28
«Щи да каша – пища наша».
1
29
«Изготовление жаворонков из
соленого теста».
1
30
«Казачьи народные игры».
1
31
«Костюм казака и казачки».
1
32
Аппликация «Изготовление
1
7
Развлечение
«Масленица»
Развлечение
«Гулянье в казачьей
станице»
казачьих костюмов».
«Казачий круг».
«Его товарищ - верный конь».
«Заповеди казачества»
Диагностика. Выставка совместно с
родителями «Наш мини - музей».
33
34
35
36
1
1
1
1
Диагностика.
Выставка совместно с
родителями
2.4Календарно-тематическое планирование на 2024 – 2025 учебный год
Содержание образовательной деятельности
Месяц/
неделя
1 неделя
2 неделя
3 неделя
4 неделя
1 неделя
2 неделя
3 неделя
Тема
Часы
Цель
Сентябрь
Вводное
Ввести детей в мир
казачества, 1
занятие.
рассказать кто такие казаки и какой след
Знакомство с они оставили в истории нашего
мини – музеем государства. Воспитывать гордость за
«Казачья
героическое прошлое казаков, интерес к
горница»
родным традициям и обрядам.
День рождения Знакомить детей с историей своей малой 1
Ростовской
Родины.
области
«Кто мы и Развивать у детей коммуникативные 1
откуда
наши умения, расширять представления о
корни».
семье, прививать любовь к близким.
«Крепость
в Познакомить детей с историческим 1
степи»
прошлым родного края, сформировать
представление о первых переселенцах.
Октябрь
«Кто
такие Дать представление детям о казаках, как 1
казаки?»
о защитниках Отечества. Воспитывать
чувство патриотизма, любви к своей
Родине.
Покров Святой Приобщать детей к традиционным
1
Богородицы
для православной России духовнонравственным ценностям
«Жизнь,
Развивать познавательный интерес к
1
обычаи и
истории своего народа, приобщать к
8
традиции
казаков»
4 неделя «В гостях у
бабушки
Аксиньи»
1 неделя
2 неделя
3 неделя
4 неделя
1 неделя
2 неделя
3 неделя
4 неделя
1 неделя
2 неделя
традициям и обычаям казаков.
Разнообразие знаний о особенностях
казачьей кухни.
Ноябрь
Аппликация на Расширять представление детей об
тему «Подарки уборке урожая в казачьих станицах.
с казачьей
грядки».
«Казачья
Познакомить детей с фольклорным и
ярмарка»
музыкальным наследием казачьего
творчества. Дать представление о том,
как казаки проводили ярмарочный
праздник, связанный с уборкой урожая.
Труд людей
Расширение знаний о сельском
родной земли
хозяйстве.
«Жилище
Познакомить детей с казачьим жилищем.
казака»
Познакомить детей с понятиями слов –
курень, печь, женский угол.
Декабрь
Передать характерные особенности
Рисование
жилища казака. казачьего жилища, соблюдая пропорции
и композиционную выразительность.
«Казачье
Закреплять знания детей о жилище
подворье»
казаков. Дать понятие слов – телега,
сарай, хлев, колодец. Рассказать детям о
том, чем занимались казаки в свободное
от службы время.
Познакомить с предметами старины,
«Предметы
быта казаков». расширять знания детей о ремёслах,
воспитывать уважение к труду.
«Изготовление Закреплять знания детей о посуде,
посуды из
используемой в быту казаков. Учить
передавать характерные особенности
глины».
глиняной посуды.
Январь
Увеселения,
Дать представления о досуге казаков, о
игры, забавы
значении праздников в жизни казаков.
казаков.
9
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
3 неделя
4 неделя
1неделя
2 неделя
3неделя
4 неделя
1 неделя
2 неделя
3 неделя
4 неделя
«Колядки»,
«Святки»
Аппликация
«Украшение
коврика».
«Казачий
фольклор:
пословицы и
поговорки».
Прививать интерес детей к убранству
казачьего жилища.
1
1
Познакомить детей с пословицами и
поговорками казаков, научить понимать
их смысл, приобщать детей к народной
культуре.
Февраль
«Чтение
Продолжать знакомить детей с казачьими 1
казачьих
сказками, помочь почувствовать красоту
сказок»
и выразительность языка произведения,
прививая чуткость к поэтическому слову.
1
Инсценировка Развивать у детей творческое
казачьих сказок воображение, умение передавать
«Лиса и
характер персонажа.
охотник»,
«Как казак
разбогател».
«Воспитание
Расширять представление о воспитании
1
казачат».
детей в казачьих семьях.
«Казак без
Обогащать представление детей о службе 1
службы – не
казаков, воспитывать чувство гордости и
казак».
уважения за прошлое и настоящее
защитников Родины.
Март
«Казачьи
Продолжать знакомить детей с историей, 1
посиделки».
культурой и традициями казаков.
Воспитывать любовь к родному краю и
отношение к нему, как к неповторимой
ценности.
1
«Празднование Познакомить детей с празднованием
масленицы у
масленицы у казаков Дона. Развивать
любознательность, интерес к казачьим
казаков».
праздникам.
«Щи да каша – Познакомить детей с особенностями
1
пища наша».
казачьей кухни.
«Изготовление Учить передавать характерные
1
жаворонков из особенности жаворонка, при лепке из
10
соленого
теста».
соленого теста.
«Казачьи
народные
игры».
2 неделя «Костюм
казака и
казачки».
3 неделя Аппликация
«Изготовление
казачьих
костюмов».
4 неделя «Казачий
круг».
1неделя
Апрель
Познакомить детей с казачьими
народными играми и забавами.
1
Познакомить детей с разнообразием
одежды казаком, дать понятие о значении
символики в одежде казака.
Расширить и систематизировать
представление о казачьем костюме,
передавать его характерные особенности
в аппликации.
Дать детям представление о казачьем
круге, познакомить с казачьими чинами –
атаман, есаул.
Май
1 неделя «Его товарищ - Рассказать детям о верном и преданном
верный конь». друге казака – коне.
2 неделя «Заповеди
Познакомить детей с основными
казачества»
заповедями казаков. Дать представление
о казачьем круге, об атамане.
3 неделя Выставка
Вовлечение родителей в кружковую
совместно с
работу. Закрепление знаний детей о
родителями
казачестве.
«Наш мини музей».
4 неделя Диагностика
Определение представлений
дошкольника о культуре, истории
родного края
1
1
1
1
1
1
1
3. Организационный раздел
3.1Календарный учебный график на 2024 – 2025 учебный год
Наименование
группы
Срок учебного
года
(продолжительно
сть обучения)
Кол – во
Наименование
Кол – во
занятий в
неделю,
продолжитель
ность одного
занятия (мин.)
программы,
часов
дисциплины
(модуля)
в месяц
11
/ год
«По истокам
казачества»
(подготовитель
ная группа
№3)
с 02.09.2024г.
1 занятие,
по 30.05.2025 г.
30 мин.
ДОП
«По истокам
казачества»
4/36
(36 уч. недели)
3.2Режим дополнительной образовательной деятельности на учебный год
Возраст
детей
Дни недели,
время
занятия
Ф.И. О.
педагога
Продолжительн
ость, форма
проведения
«Театральный
старшая
калейдоскоп»
группа
образовательные
области:
художественноэстетическое развитие,
социальнокоммуникативное
развитие,
речевое
развитие
Четверг,
15.15– 15.40
Ткачева
Ирина
Дмитри
евна
1 раз в неделю
Дополнительная
образовательная
деятельность
3.3План праздников и развлечений
№ Название мероприятия
1
Развлечение «Казачьи посиделки»
2
3
Праздник «Казачьи напевы»
Развлечение «На Дону пословица
недаром молвится»
Развлечение «Пришла коляда отворяй
ворота»
Развлечение «Масленица»
Развлечение «Гулянье в казачьей
станице»
4
5
6
Форма
проведения очная
Ответственный
Сроки
проведения
сентябрь
воспитатель
октябрь
ноябрь
воспитатель
воспитатель
январь
воспитатель
март
апрель
воспитатель
воспитатель
3.4. Взаимодействие с родителями воспитанников
12
30 мин.
План работы с родителями.
№ Название мероприятия
1
2
3
Беседа «Нужно ли знать детям
историю
Донского края?»
Консультация «Как воспитывали в
Казачьей
семье»
Устный
журнал
«Как раньше
относились казаки к родному краю,
Дону, своей станице»
Дона
Сроки
проведе
ния
сентя
брь
Ответственны
й
воспитатель
декаб
рь
воспитатель
февра
ль
воспитатель
4
Консультация «Писатели
детям»
–
март
воспитатель
5
Консультация «Традиционная кухня
казаков»
апрел
ь
воспитатель
6
Мастерская добрых дел
(совместный труд по изготовлению
пособий, предметов была знакомящих
с историей Донского края)
май
воспитатель
13
3.5Материально-техническое и методическое обеспечение программы
Мини – музей «Казачья горница»:
• иллюстративный материал, плакаты «Казачество»;
• элементы бытовой обстановки казачьей хаты, кухонной утвари;
• атрибуты для дидактических игр и праздников; костюмы.
Список использованной литературы:
• Р.М. Чумичева, О.Л. Ведмедь, Н.А. Платохина «Ценностное
смысловоеразвитие дошкольников» (на материале истории и культуры
Донского края)
• Р.М. Чумичева, О.Л.Ведмедь, Н.А.Платохина
«Методическоеобеспечение к региональной программе
«Родники Дона»
• Агуреева Т.И. Казачий костюм: учебно-методическое пособие
дляпедагогов дошкольных образовательных учреждений,
учителей начальной школы, гувернеров, родителей /
Т.И.Агуреева,
Л,А, Баландина, Г.Ю. Цветкова; под общ.ред. И.А.Лыковой. – М., 2011.
• Н.В.Корчаловская, Н.Ш, Лебедева, И.П.Микаелян Духовно –
нравственное и патриотическое воспитание дошкольников на
основеэтнокультурного казачьего компонента1ч, 2ч Ростов-на-Дону
Издательство ГБУ ДПО РО РИПК и ППРО 2018
• Лукаш С.Н. Воспитательные ценности культуры казачества
/С.Н.Лукаш. – Ростов н/Д, Армавир, 2008
• Е.И. Демешина, К.А. Хмелевский «Истории донского края»
• В.С. Левченко, Б.В. Чеботарев «Истории донского края»
• Альбом, худ. А.Г. Нечаева «История костюма в истории
Донскогокрая»
• Живу на Дону: Детско-юношеский патриотический сборник: В 3 т.
/Том I. Книга юного казака / А. В. Венков, А. В. Лазарев, В. А.
Бобыльченко, И. Г. Караиван, Н. М. Тормосина
• Том II. Книга юного патриота / Н. М. Тормосина, А.Ю. Кудряков
• Азбука для маленьких казаков и казачек/Н.А. Платохина,
О.Л.Ведмедь.
14
Е.А. Алябьева «Тематические дни и недели в детском саду» М.:2012г.
О.Г.Ярыгина «Мастерская сказок» М.:2010г
А.Н.Чусовская «Сценарии театрализованных представлений и развлечений»
М.:2011г.
Е.В.Лаптева «1000 русских скороговорок для развития речи» М.:2012г.
Артемова Л. В. «Театрализованные игры дошкольников» М.:1983г. Алянский Ю.
«Азбука театра» М.:1998г. Сорокина Н. Ф. «Играем в кукольный театр» М.:
АРКТИ, 2002.
Е.В.Мигунова «театральная педагогика в детском саду». Методические
рекомендации.М.:2009г.
Г.П. Шалаева «Большая книга правил поведения» М.:200
А.Г.Распопов «Какие бывают театры» Изд-во: Школьная пресса 2011г.
Н.Б. Улашенко «Организация театральной деятельности. Старшая группа»
Издательско-торговый дом г.Волгоград 2009г.
Г.В.Генов «Театр для малышей» М.1968г.
Оборудование:
1. Театральная ширма
2. Разные виды кукольных театров:
- пальчиковый
- плоскостной шагающий театр
- конусный
- теневой
- би-ба-бо (перчаточный)
- фланелеграф
- магнитный
- масочный
- варежковый
- игрушечный (резиновые, деревянные, мягкие куклы)
3. Ноутбук, колонки.
4. Костюм
15