Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад №11 «Теремок» п. Орловский ПРИНЯТО решением педагогического совета МБДОУ детского сада №11 «Теремок»п. Орловский Протокол № 1 от «31» августа 2024 г. УТВЕРЖДЕНО Заведующий МБДОУ д/с №11 «Теремок» Е.И.Дорохова Приказ № 115 от «31» августа 2024 г. Рабочая дополнительная образовательная программа «По истокам казачества» Возраст обучающихся: 6- 7 лет Срок реализации программы: с 02.09.2024 по 30.05.2025 г. Автор - составитель: Ткачева И.Д. воспитатель педагог дополнительного образования п. Орловский 2024 г. 1 СОДЕРЖАНИЕ 1. Целевой раздел 1.1. Пояснительная записка 2. Содержательный раздел 2.1. Основные направления программы 2.2. Учебный план для возрастной группы со сроками обучения, наименованиями разделов, темами и часами для каждой темы. 2.3. Календарно-тематическое планирование на учебный год 3. Организационный раздел 3.1. Годовой календарный учебный график 3.2. Режим занятий и расписание на текущий учебный год 3.3. Формы и сроки проведения итоговых, отчетных мероприятий 3.4. Методическое обеспечение программы. • Список литературы 2 1. Целевой раздел 1.1. Пояснительная записка Народ крепко дорожит обычаями, Как своими священным достоянием. В.Г.Белинский Родина. Отчизна. Отчество. Отчий край. Так называют люди ту землю, на которой родились, и нет ничего дороже у человека, чем Родина, красота которой открылась ему однажды ка чудо. Необходимо помочь ребенку открыть то чудо, приобщая его к природе, быту, истории, культуре родного края. Знакомясь с историей своего края, ребенок начинает любить его и сохраняет чувство привязанности на всю жизнь. И чем лучше дети будут знать свой край, тем лучше поймут значение того, что происходит сегодня и тем яснее представят будущее. Человек, любящий Родину, не способен на предательство, преступление. А это так важно в наше время Анализ образовательного процесса показал, что при общем понимании важности работы по возрождению духовности и патриотизма, нача нравственного сознания воспитанников на основе культурно-исторических региональных традиций Донского края, педагоги испытывают затруднения в ее реализации .Это связано, как с недостатком знаний по данной проблеме, так и с затруднениями в отборе адекватного содержания в связи с отсутствием у педагогов целостного видения картины. Данная проблема послужила причиной разработки представленной программы «По истокам казачества». В рабочей ДОП «По истокам казачества» конкретизируются положения программы на 2024 – 2025 учебный год. 2. Содержательный раздел 2.1. Основные направления по программе: Основные направления программы: 1. Содержание программы обеспечивает развитие личности, мотивации и способностей детей в различных видах деятельности, где образовательные области пересекаются, обогащая друг друга . 2. Социально-коммуникативное развитие Направлено на усвоение норм и ценностей, принятых в обществе, включая моральные и нравственные ценности; развитие общения и взаимодействия ребенка со взрослыми и сверстниками; становления самостоятельности, целенаправленности и 3 саморегуляции собственных действий; формирование уважительного отношения и чувства принадлежности к своей семье, малой Родины; развитие эмоциональной отзывчивости, сопереживания; формирование позитивных установок к различным видам труда и творчества; формирование основ безопасного поведения в быту, социуме природе 3.Познавательное развитие Предполагает развитие интересов детей, любознательности и познавательной мотивации; формирование первичных представлений о себе, других людях, обьектах окружающего мира, о малой Родине и Отчизне, представлений о социокультурных ценностях нашего народа, об отечественных традициях и праздниках. 4.Речевое развитие Включает владение речью как средством общения культуры; развитие речевого творчества, знакомство с книжной культурой, понимание на слух текстов различных жанров устного народного творчества. 5.Художественно-эстетическое развитие Приобщение к разным видам художественно-эстетической деятельности, развитие потребности в творческом самовыражении, инициативности и самостоятельности в воплощении художественного замысла. 6.Физическое развитие Предполагает становление ценностей здорового образа жизни, овладение его элементарными нормами и правилами, владение подвижными играми с правилами; развивать эмоциональную свободу, физическую выносливость, смекалку, ловкость через народные игры 4 Разделы содержания программы кружка «По истокам казачества»1 раздел: «Человек в истории Донского края» 2 раздел: «Человек созидатель культуры» 3 раздел: «Человек в пространстве Донского края» 4 раздел: «Праздники, события в жизни людей» 2.2. Учебный план Учебный план по дополнительному образованию на учебный год является локальным нормативным документом, регламентирующим общие требования к организации дополнительного образования в муниципальном бюджетном дошкольном образовательном учреждении детском саду №11 «теремок» Учебный план определяет содержание дополнительной общеобразовательной программы «По истокам казачества», обеспечивающей реализацию интересов и потребностей воспитанников, родителей (законных представителей) и дополняет содержание ООП ДОУ. Реализация учебного плана предполагает учет принципа интеграции образовательных областей в соответствии с возрастными возможностями и особенностями воспитанников, спецификой и возможностями образовательных областей. Дополнительная общеобразовательная программа социально-гуманитарной направленности «По истокам казачества» - общеразвивающая, охватывает образовательные области: художественно-эстетическое развитие, социально- коммуникативное развитие, речевое развитие, физическое развитие Чтобы полностью реализовать воспитательные возможности литературы, развить творческие и актерские способности детей (эмоциональность исполнения, естественность поведения, умение интонацией, жестом, мимикой передать свое отношение к содержанию литературной фразы), в ДОУ запланирована работа с детьми старшей группы по дополнительной общеобразовательной программе «По истокам казачества». 5 2.3 Календарно – тематический план на год Дата Наименование частей, разделов и тем (содержание занятия) Количество часов Формы контроля/ итоговые мероприятия 1 Вводное занятие. Знакомство с мини – музеем «Казачья горница» 1 Диагностика 2 День рождения Ростовской области 1 3 «Кто мы и откуда наши корни». 1 4 «Крепость в степи» 1 5 «Кто такие казаки?» 1 6 «Казачьи символы и знаки» 1 7 «Жизнь, обычаи и традиции казаков» 1 8 «В гостях у бабушки Аксиньи» 1 9 Аппликация на тему «Подарки с казачьей грядки». 1 10 «Казачья ярмарка» 1 11 Труд людей родной земли 1 12 «Жилище казака» 1 13 «День матери – казачки» 1 14 Рисование жилища казака. 1 15 «Казачье подворье» 1 16 «Предметы быта казаков». 1 17 «Изготовление посуды из глины». 1 18 Увеселения, игры, забавы казаков. «Колядки», «Святки» 1 Аппликация «Украшение коврика». 1 N п/п 19 20 6 1 Развлечение «Казачьи посиделки Праздник «Казачьи напевы» Развлечение «На Дону пословица недаром молвится» Развлечение «Пришла коляда отворяй ворота» 21 «Казачий фольклор: пословицы и поговорки». 1 22 «Чтение казачьих сказок» 1 23 Инсценировка казачьих сказок «Лиса и охотник», «Как казак разбогател». 1 24 «Воспитание казачат». 1 25 «Казак без службы – не казак». 1 26 «Казачьи посиделки». 1 27 «Празднование масленицы у казаков». 1 28 «Щи да каша – пища наша». 1 29 «Изготовление жаворонков из соленого теста». 1 30 «Казачьи народные игры». 1 31 «Костюм казака и казачки». 1 32 Аппликация «Изготовление 1 7 Развлечение «Масленица» Развлечение «Гулянье в казачьей станице» казачьих костюмов». «Казачий круг». «Его товарищ - верный конь». «Заповеди казачества» Диагностика. Выставка совместно с родителями «Наш мини - музей». 33 34 35 36 1 1 1 1 Диагностика. Выставка совместно с родителями 2.4Календарно-тематическое планирование на 2024 – 2025 учебный год Содержание образовательной деятельности Месяц/ неделя 1 неделя 2 неделя 3 неделя 4 неделя 1 неделя 2 неделя 3 неделя Тема Часы Цель Сентябрь Вводное Ввести детей в мир казачества, 1 занятие. рассказать кто такие казаки и какой след Знакомство с они оставили в истории нашего мини – музеем государства. Воспитывать гордость за «Казачья героическое прошлое казаков, интерес к горница» родным традициям и обрядам. День рождения Знакомить детей с историей своей малой 1 Ростовской Родины. области «Кто мы и Развивать у детей коммуникативные 1 откуда наши умения, расширять представления о корни». семье, прививать любовь к близким. «Крепость в Познакомить детей с историческим 1 степи» прошлым родного края, сформировать представление о первых переселенцах. Октябрь «Кто такие Дать представление детям о казаках, как 1 казаки?» о защитниках Отечества. Воспитывать чувство патриотизма, любви к своей Родине. Покров Святой Приобщать детей к традиционным 1 Богородицы для православной России духовнонравственным ценностям «Жизнь, Развивать познавательный интерес к 1 обычаи и истории своего народа, приобщать к 8 традиции казаков» 4 неделя «В гостях у бабушки Аксиньи» 1 неделя 2 неделя 3 неделя 4 неделя 1 неделя 2 неделя 3 неделя 4 неделя 1 неделя 2 неделя традициям и обычаям казаков. Разнообразие знаний о особенностях казачьей кухни. Ноябрь Аппликация на Расширять представление детей об тему «Подарки уборке урожая в казачьих станицах. с казачьей грядки». «Казачья Познакомить детей с фольклорным и ярмарка» музыкальным наследием казачьего творчества. Дать представление о том, как казаки проводили ярмарочный праздник, связанный с уборкой урожая. Труд людей Расширение знаний о сельском родной земли хозяйстве. «Жилище Познакомить детей с казачьим жилищем. казака» Познакомить детей с понятиями слов – курень, печь, женский угол. Декабрь Передать характерные особенности Рисование жилища казака. казачьего жилища, соблюдая пропорции и композиционную выразительность. «Казачье Закреплять знания детей о жилище подворье» казаков. Дать понятие слов – телега, сарай, хлев, колодец. Рассказать детям о том, чем занимались казаки в свободное от службы время. Познакомить с предметами старины, «Предметы быта казаков». расширять знания детей о ремёслах, воспитывать уважение к труду. «Изготовление Закреплять знания детей о посуде, посуды из используемой в быту казаков. Учить передавать характерные особенности глины». глиняной посуды. Январь Увеселения, Дать представления о досуге казаков, о игры, забавы значении праздников в жизни казаков. казаков. 9 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 3 неделя 4 неделя 1неделя 2 неделя 3неделя 4 неделя 1 неделя 2 неделя 3 неделя 4 неделя «Колядки», «Святки» Аппликация «Украшение коврика». «Казачий фольклор: пословицы и поговорки». Прививать интерес детей к убранству казачьего жилища. 1 1 Познакомить детей с пословицами и поговорками казаков, научить понимать их смысл, приобщать детей к народной культуре. Февраль «Чтение Продолжать знакомить детей с казачьими 1 казачьих сказками, помочь почувствовать красоту сказок» и выразительность языка произведения, прививая чуткость к поэтическому слову. 1 Инсценировка Развивать у детей творческое казачьих сказок воображение, умение передавать «Лиса и характер персонажа. охотник», «Как казак разбогател». «Воспитание Расширять представление о воспитании 1 казачат». детей в казачьих семьях. «Казак без Обогащать представление детей о службе 1 службы – не казаков, воспитывать чувство гордости и казак». уважения за прошлое и настоящее защитников Родины. Март «Казачьи Продолжать знакомить детей с историей, 1 посиделки». культурой и традициями казаков. Воспитывать любовь к родному краю и отношение к нему, как к неповторимой ценности. 1 «Празднование Познакомить детей с празднованием масленицы у масленицы у казаков Дона. Развивать любознательность, интерес к казачьим казаков». праздникам. «Щи да каша – Познакомить детей с особенностями 1 пища наша». казачьей кухни. «Изготовление Учить передавать характерные 1 жаворонков из особенности жаворонка, при лепке из 10 соленого теста». соленого теста. «Казачьи народные игры». 2 неделя «Костюм казака и казачки». 3 неделя Аппликация «Изготовление казачьих костюмов». 4 неделя «Казачий круг». 1неделя Апрель Познакомить детей с казачьими народными играми и забавами. 1 Познакомить детей с разнообразием одежды казаком, дать понятие о значении символики в одежде казака. Расширить и систематизировать представление о казачьем костюме, передавать его характерные особенности в аппликации. Дать детям представление о казачьем круге, познакомить с казачьими чинами – атаман, есаул. Май 1 неделя «Его товарищ - Рассказать детям о верном и преданном верный конь». друге казака – коне. 2 неделя «Заповеди Познакомить детей с основными казачества» заповедями казаков. Дать представление о казачьем круге, об атамане. 3 неделя Выставка Вовлечение родителей в кружковую совместно с работу. Закрепление знаний детей о родителями казачестве. «Наш мини музей». 4 неделя Диагностика Определение представлений дошкольника о культуре, истории родного края 1 1 1 1 1 1 1 3. Организационный раздел 3.1Календарный учебный график на 2024 – 2025 учебный год Наименование группы Срок учебного года (продолжительно сть обучения) Кол – во Наименование Кол – во занятий в неделю, продолжитель ность одного занятия (мин.) программы, часов дисциплины (модуля) в месяц 11 / год «По истокам казачества» (подготовитель ная группа №3) с 02.09.2024г. 1 занятие, по 30.05.2025 г. 30 мин. ДОП «По истокам казачества» 4/36 (36 уч. недели) 3.2Режим дополнительной образовательной деятельности на учебный год Возраст детей Дни недели, время занятия Ф.И. О. педагога Продолжительн ость, форма проведения «Театральный старшая калейдоскоп» группа образовательные области: художественноэстетическое развитие, социальнокоммуникативное развитие, речевое развитие Четверг, 15.15– 15.40 Ткачева Ирина Дмитри евна 1 раз в неделю Дополнительная образовательная деятельность 3.3План праздников и развлечений № Название мероприятия 1 Развлечение «Казачьи посиделки» 2 3 Праздник «Казачьи напевы» Развлечение «На Дону пословица недаром молвится» Развлечение «Пришла коляда отворяй ворота» Развлечение «Масленица» Развлечение «Гулянье в казачьей станице» 4 5 6 Форма проведения очная Ответственный Сроки проведения сентябрь воспитатель октябрь ноябрь воспитатель воспитатель январь воспитатель март апрель воспитатель воспитатель 3.4. Взаимодействие с родителями воспитанников 12 30 мин. План работы с родителями. № Название мероприятия 1 2 3 Беседа «Нужно ли знать детям историю Донского края?» Консультация «Как воспитывали в Казачьей семье» Устный журнал «Как раньше относились казаки к родному краю, Дону, своей станице» Дона Сроки проведе ния сентя брь Ответственны й воспитатель декаб рь воспитатель февра ль воспитатель 4 Консультация «Писатели детям» – март воспитатель 5 Консультация «Традиционная кухня казаков» апрел ь воспитатель 6 Мастерская добрых дел (совместный труд по изготовлению пособий, предметов была знакомящих с историей Донского края) май воспитатель 13 3.5Материально-техническое и методическое обеспечение программы Мини – музей «Казачья горница»: • иллюстративный материал, плакаты «Казачество»; • элементы бытовой обстановки казачьей хаты, кухонной утвари; • атрибуты для дидактических игр и праздников; костюмы. Список использованной литературы: • Р.М. Чумичева, О.Л. Ведмедь, Н.А. Платохина «Ценностное смысловоеразвитие дошкольников» (на материале истории и культуры Донского края) • Р.М. Чумичева, О.Л.Ведмедь, Н.А.Платохина «Методическоеобеспечение к региональной программе «Родники Дона» • Агуреева Т.И. Казачий костюм: учебно-методическое пособие дляпедагогов дошкольных образовательных учреждений, учителей начальной школы, гувернеров, родителей / Т.И.Агуреева, Л,А, Баландина, Г.Ю. Цветкова; под общ.ред. И.А.Лыковой. – М., 2011. • Н.В.Корчаловская, Н.Ш, Лебедева, И.П.Микаелян Духовно – нравственное и патриотическое воспитание дошкольников на основеэтнокультурного казачьего компонента1ч, 2ч Ростов-на-Дону Издательство ГБУ ДПО РО РИПК и ППРО 2018 • Лукаш С.Н. Воспитательные ценности культуры казачества /С.Н.Лукаш. – Ростов н/Д, Армавир, 2008 • Е.И. Демешина, К.А. Хмелевский «Истории донского края» • В.С. Левченко, Б.В. Чеботарев «Истории донского края» • Альбом, худ. А.Г. Нечаева «История костюма в истории Донскогокрая» • Живу на Дону: Детско-юношеский патриотический сборник: В 3 т. /Том I. Книга юного казака / А. В. Венков, А. В. Лазарев, В. А. Бобыльченко, И. Г. Караиван, Н. М. Тормосина • Том II. Книга юного патриота / Н. М. Тормосина, А.Ю. Кудряков • Азбука для маленьких казаков и казачек/Н.А. Платохина, О.Л.Ведмедь. 14 Е.А. Алябьева «Тематические дни и недели в детском саду» М.:2012г. О.Г.Ярыгина «Мастерская сказок» М.:2010г А.Н.Чусовская «Сценарии театрализованных представлений и развлечений» М.:2011г. Е.В.Лаптева «1000 русских скороговорок для развития речи» М.:2012г. Артемова Л. В. «Театрализованные игры дошкольников» М.:1983г. Алянский Ю. «Азбука театра» М.:1998г. Сорокина Н. Ф. «Играем в кукольный театр» М.: АРКТИ, 2002. Е.В.Мигунова «театральная педагогика в детском саду». Методические рекомендации.М.:2009г. Г.П. Шалаева «Большая книга правил поведения» М.:200 А.Г.Распопов «Какие бывают театры» Изд-во: Школьная пресса 2011г. Н.Б. Улашенко «Организация театральной деятельности. Старшая группа» Издательско-торговый дом г.Волгоград 2009г. Г.В.Генов «Театр для малышей» М.1968г. Оборудование: 1. Театральная ширма 2. Разные виды кукольных театров: - пальчиковый - плоскостной шагающий театр - конусный - теневой - би-ба-бо (перчаточный) - фланелеграф - магнитный - масочный - варежковый - игрушечный (резиновые, деревянные, мягкие куклы) 3. Ноутбук, колонки. 4. Костюм 15