Программа доп. образования По истокам казачества

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
детский сад №11 «Теремок» п. Орловский

ПРИНЯТО
решением педагогического совета
МБДОУ детского сада №11
«Теремок»п. Орловский
Протокол № 1 от «31» августа 2024 г.

УТВЕРЖДЕНО
Заведующий МБДОУ д/с №11
«Теремок»
Е.И.Дорохова
Приказ № 115 от «31» августа 2024 г.

Рабочая дополнительная образовательная
программа
«По истокам казачества»
Возраст обучающихся: 6- 7 лет
Срок реализации программы: с 02.09.2024 по 30.05.2025 г.

Автор - составитель: Ткачева И.Д. воспитатель
педагог дополнительного образования

п. Орловский
2024 г.

1

СОДЕРЖАНИЕ
1. Целевой раздел
1.1. Пояснительная записка
2. Содержательный раздел
2.1. Основные направления программы
2.2. Учебный план для возрастной группы со сроками обучения,
наименованиями разделов, темами и часами для каждой темы.
2.3. Календарно-тематическое планирование на учебный год

3. Организационный раздел
3.1. Годовой календарный учебный график
3.2. Режим занятий и расписание на текущий учебный год
3.3. Формы и сроки проведения итоговых, отчетных мероприятий
3.4. Методическое обеспечение программы.
• Список литературы

2

1. Целевой раздел
1.1.

Пояснительная записка

Народ крепко дорожит обычаями,
Как своими священным достоянием.
В.Г.Белинский
Родина. Отчизна. Отчество. Отчий край. Так называют люди ту землю, на
которой родились, и нет ничего дороже у человека, чем Родина, красота которой
открылась ему однажды ка чудо. Необходимо помочь ребенку открыть то чудо,
приобщая его к природе, быту, истории, культуре родного края. Знакомясь с
историей своего края, ребенок начинает любить его и сохраняет чувство
привязанности на всю жизнь. И чем лучше дети будут знать свой край, тем лучше
поймут значение того, что происходит сегодня и тем яснее представят будущее.
Человек, любящий Родину, не способен на предательство, преступление. А это так
важно в наше время
Анализ образовательного процесса показал, что при общем понимании
важности работы по возрождению духовности и патриотизма, нача нравственного
сознания воспитанников на основе культурно-исторических региональных
традиций Донского края, педагоги испытывают затруднения в ее реализации .Это
связано, как с недостатком знаний по данной проблеме, так и с затруднениями в
отборе адекватного содержания в связи с отсутствием у педагогов целостного
видения картины. Данная проблема послужила причиной разработки
представленной программы «По истокам казачества».

В рабочей ДОП «По истокам казачества» конкретизируются положения программы на
2024 – 2025 учебный год.

2. Содержательный раздел
2.1. Основные направления по программе:
Основные направления программы:
1. Содержание программы обеспечивает развитие личности, мотивации и
способностей детей в различных видах деятельности, где образовательные области
пересекаются, обогащая друг друга .
2. Социально-коммуникативное развитие
Направлено на усвоение норм и ценностей, принятых в обществе, включая
моральные и нравственные ценности; развитие общения и взаимодействия ребенка со
взрослыми и сверстниками; становления самостоятельности, целенаправленности и
3

саморегуляции собственных действий; формирование уважительного отношения и
чувства принадлежности к своей семье, малой Родины; развитие эмоциональной
отзывчивости, сопереживания; формирование позитивных установок к различным
видам труда и творчества; формирование основ безопасного поведения в быту, социуме
природе
3.Познавательное развитие
Предполагает развитие интересов детей, любознательности и познавательной
мотивации; формирование первичных представлений о себе, других людях, обьектах
окружающего мира, о малой Родине и Отчизне, представлений о социокультурных
ценностях нашего народа, об отечественных традициях и праздниках.
4.Речевое развитие
Включает владение речью как средством общения культуры; развитие речевого
творчества, знакомство с книжной культурой, понимание на слух текстов различных
жанров устного народного творчества.
5.Художественно-эстетическое развитие
Приобщение к разным видам художественно-эстетической деятельности, развитие
потребности в творческом самовыражении, инициативности и самостоятельности в
воплощении художественного замысла.
6.Физическое развитие
Предполагает становление ценностей здорового образа жизни, овладение его
элементарными нормами и правилами, владение подвижными играми с правилами;
развивать эмоциональную свободу, физическую выносливость, смекалку, ловкость
через народные игры

4

Разделы содержания программы кружка
«По истокам казачества»1 раздел:
«Человек в истории Донского края»
2 раздел:
«Человек созидатель культуры»
3 раздел:
«Человек в пространстве Донского края»
4 раздел:
«Праздники, события в жизни людей»

2.2. Учебный план
Учебный план по дополнительному образованию на учебный год является
локальным нормативным документом, регламентирующим общие требования к
организации дополнительного образования в муниципальном бюджетном
дошкольном образовательном учреждении детском саду №11 «теремок»
Учебный план определяет содержание дополнительной общеобразовательной
программы «По истокам казачества», обеспечивающей реализацию интересов и
потребностей воспитанников, родителей (законных представителей) и дополняет
содержание ООП ДОУ.
Реализация учебного плана предполагает учет принципа интеграции
образовательных областей в соответствии с возрастными возможностями и
особенностями воспитанников, спецификой и возможностями образовательных
областей.
Дополнительная
общеобразовательная
программа
социально-гуманитарной
направленности
«По истокам казачества» - общеразвивающая, охватывает образовательные
области: художественно-эстетическое развитие, социально- коммуникативное
развитие, речевое развитие, физическое развитие
Чтобы полностью реализовать воспитательные возможности литературы, развить
творческие и актерские способности детей (эмоциональность исполнения,
естественность поведения, умение интонацией, жестом, мимикой передать свое
отношение к содержанию литературной фразы), в ДОУ запланирована работа с
детьми старшей группы по дополнительной общеобразовательной программе
«По истокам казачества».

5

2.3 Календарно – тематический план на год
Дата

Наименование частей, разделов и
тем (содержание занятия)

Количество
часов

Формы контроля/
итоговые
мероприятия

1

Вводное занятие. Знакомство с мини
– музеем «Казачья горница»

1

Диагностика

2

День рождения Ростовской области

1

3

«Кто мы и откуда наши корни».

1

4

«Крепость в степи»

1

5

«Кто такие казаки?»

1

6

«Казачьи символы и знаки»

1

7

«Жизнь, обычаи и традиции
казаков»

1

8

«В гостях у бабушки Аксиньи»

1

9

Аппликация на тему «Подарки с
казачьей грядки».

1

10

«Казачья ярмарка»

1

11

Труд людей родной земли

1

12

«Жилище казака»

1

13

«День матери – казачки»

1

14

Рисование жилища казака.

1

15

«Казачье подворье»

1

16

«Предметы быта казаков».

1

17

«Изготовление посуды из глины».

1

18

Увеселения, игры, забавы казаков.
«Колядки», «Святки»

1

Аппликация «Украшение коврика».

1

N
п/п

19

20

6

1

Развлечение «Казачьи
посиделки

Праздник
«Казачьи напевы»

Развлечение
«На Дону пословица
недаром молвится»

Развлечение
«Пришла коляда
отворяй ворота»

21

«Казачий фольклор: пословицы и
поговорки».

1

22

«Чтение казачьих сказок»

1

23

Инсценировка казачьих сказок
«Лиса и охотник»,
«Как казак разбогател».

1

24

«Воспитание казачат».

1

25

«Казак без службы – не казак».

1

26

«Казачьи посиделки».

1

27

«Празднование масленицы у
казаков».

1

28

«Щи да каша – пища наша».

1

29

«Изготовление жаворонков из
соленого теста».

1

30

«Казачьи народные игры».

1

31

«Костюм казака и казачки».

1

32

Аппликация «Изготовление

1

7

Развлечение
«Масленица»

Развлечение
«Гулянье в казачьей
станице»

казачьих костюмов».
«Казачий круг».
«Его товарищ - верный конь».
«Заповеди казачества»
Диагностика. Выставка совместно с
родителями «Наш мини - музей».

33
34
35
36

1
1
1
1

Диагностика.
Выставка совместно с
родителями

2.4Календарно-тематическое планирование на 2024 – 2025 учебный год

Содержание образовательной деятельности
Месяц/
неделя
1 неделя

2 неделя
3 неделя
4 неделя

1 неделя

2 неделя
3 неделя

Тема

Часы

Цель

Сентябрь
Вводное
Ввести детей в мир
казачества, 1
занятие.
рассказать кто такие казаки и какой след
Знакомство с они оставили в истории нашего
мини – музеем государства. Воспитывать гордость за
«Казачья
героическое прошлое казаков, интерес к
горница»
родным традициям и обрядам.
День рождения Знакомить детей с историей своей малой 1
Ростовской
Родины.
области
«Кто мы и Развивать у детей коммуникативные 1
откуда
наши умения, расширять представления о
корни».
семье, прививать любовь к близким.
«Крепость
в Познакомить детей с историческим 1
степи»
прошлым родного края, сформировать
представление о первых переселенцах.
Октябрь
«Кто
такие Дать представление детям о казаках, как 1
казаки?»
о защитниках Отечества. Воспитывать
чувство патриотизма, любви к своей
Родине.
Покров Святой Приобщать детей к традиционным
1
Богородицы
для православной России духовнонравственным ценностям
«Жизнь,
Развивать познавательный интерес к
1
обычаи и
истории своего народа, приобщать к
8

традиции
казаков»
4 неделя «В гостях у
бабушки
Аксиньи»
1 неделя

2 неделя

3 неделя
4 неделя

1 неделя
2 неделя

3 неделя
4 неделя

1 неделя
2 неделя

традициям и обычаям казаков.
Разнообразие знаний о особенностях
казачьей кухни.

Ноябрь
Аппликация на Расширять представление детей об
тему «Подарки уборке урожая в казачьих станицах.
с казачьей
грядки».
«Казачья
Познакомить детей с фольклорным и
ярмарка»
музыкальным наследием казачьего
творчества. Дать представление о том,
как казаки проводили ярмарочный
праздник, связанный с уборкой урожая.
Труд людей
Расширение знаний о сельском
родной земли
хозяйстве.
«Жилище
Познакомить детей с казачьим жилищем.
казака»
Познакомить детей с понятиями слов –
курень, печь, женский угол.
Декабрь
Передать характерные особенности
Рисование
жилища казака. казачьего жилища, соблюдая пропорции
и композиционную выразительность.
«Казачье
Закреплять знания детей о жилище
подворье»
казаков. Дать понятие слов – телега,
сарай, хлев, колодец. Рассказать детям о
том, чем занимались казаки в свободное
от службы время.
Познакомить с предметами старины,
«Предметы
быта казаков». расширять знания детей о ремёслах,
воспитывать уважение к труду.
«Изготовление Закреплять знания детей о посуде,
посуды из
используемой в быту казаков. Учить
передавать характерные особенности
глины».
глиняной посуды.
Январь
Увеселения,
Дать представления о досуге казаков, о
игры, забавы
значении праздников в жизни казаков.
казаков.
9

1

1

1

1
1

1

1

1

1

1
1

3 неделя
4 неделя

1неделя

2 неделя

3неделя
4 неделя

1 неделя

2 неделя

3 неделя
4 неделя

«Колядки»,
«Святки»
Аппликация
«Украшение
коврика».
«Казачий
фольклор:
пословицы и
поговорки».

Прививать интерес детей к убранству
казачьего жилища.

1

1
Познакомить детей с пословицами и
поговорками казаков, научить понимать
их смысл, приобщать детей к народной
культуре.
Февраль
«Чтение
Продолжать знакомить детей с казачьими 1
казачьих
сказками, помочь почувствовать красоту
сказок»
и выразительность языка произведения,
прививая чуткость к поэтическому слову.
1
Инсценировка Развивать у детей творческое
казачьих сказок воображение, умение передавать
«Лиса и
характер персонажа.
охотник»,
«Как казак
разбогател».
«Воспитание
Расширять представление о воспитании
1
казачат».
детей в казачьих семьях.
«Казак без
Обогащать представление детей о службе 1
службы – не
казаков, воспитывать чувство гордости и
казак».
уважения за прошлое и настоящее
защитников Родины.
Март
«Казачьи
Продолжать знакомить детей с историей, 1
посиделки».
культурой и традициями казаков.
Воспитывать любовь к родному краю и
отношение к нему, как к неповторимой
ценности.
1
«Празднование Познакомить детей с празднованием
масленицы у
масленицы у казаков Дона. Развивать
любознательность, интерес к казачьим
казаков».
праздникам.
«Щи да каша – Познакомить детей с особенностями
1
пища наша».
казачьей кухни.
«Изготовление Учить передавать характерные
1
жаворонков из особенности жаворонка, при лепке из
10

соленого
теста».

соленого теста.

«Казачьи
народные
игры».
2 неделя «Костюм
казака и
казачки».
3 неделя Аппликация
«Изготовление
казачьих
костюмов».
4 неделя «Казачий
круг».
1неделя

Апрель
Познакомить детей с казачьими
народными играми и забавами.

1

Познакомить детей с разнообразием
одежды казаком, дать понятие о значении
символики в одежде казака.
Расширить и систематизировать
представление о казачьем костюме,
передавать его характерные особенности
в аппликации.
Дать детям представление о казачьем
круге, познакомить с казачьими чинами –
атаман, есаул.
Май
1 неделя «Его товарищ - Рассказать детям о верном и преданном
верный конь». друге казака – коне.
2 неделя «Заповеди
Познакомить детей с основными
казачества»
заповедями казаков. Дать представление
о казачьем круге, об атамане.
3 неделя Выставка
Вовлечение родителей в кружковую
совместно с
работу. Закрепление знаний детей о
родителями
казачестве.
«Наш мини музей».
4 неделя Диагностика
Определение представлений
дошкольника о культуре, истории
родного края

1

1

1

1
1

1

1

3. Организационный раздел
3.1Календарный учебный график на 2024 – 2025 учебный год
Наименование
группы

Срок учебного
года
(продолжительно
сть обучения)

Кол – во

Наименование

Кол – во

занятий в
неделю,
продолжитель
ность одного
занятия (мин.)

программы,

часов

дисциплины
(модуля)

в месяц

11

/ год

«По истокам
казачества»
(подготовитель
ная группа
№3)

с 02.09.2024г.

1 занятие,

по 30.05.2025 г.

30 мин.

ДОП
«По истокам
казачества»

4/36

(36 уч. недели)

3.2Режим дополнительной образовательной деятельности на учебный год
Возраст
детей

Дни недели,
время
занятия

Ф.И. О.
педагога

Продолжительн
ость, форма
проведения

«Театральный
старшая
калейдоскоп»
группа
образовательные
области:
художественноэстетическое развитие,
социальнокоммуникативное
развитие,
речевое
развитие

Четверг,
15.15– 15.40

Ткачева
Ирина
Дмитри
евна

1 раз в неделю

Дополнительная
образовательная
деятельность

3.3План праздников и развлечений
№ Название мероприятия
1

Развлечение «Казачьи посиделки»

2
3

Праздник «Казачьи напевы»
Развлечение «На Дону пословица
недаром молвится»
Развлечение «Пришла коляда отворяй
ворота»
Развлечение «Масленица»
Развлечение «Гулянье в казачьей
станице»

4
5
6

Форма
проведения очная

Ответственный
Сроки
проведения
сентябрь
воспитатель
октябрь
ноябрь

воспитатель
воспитатель

январь

воспитатель

март
апрель

воспитатель
воспитатель

3.4. Взаимодействие с родителями воспитанников
12

30 мин.

План работы с родителями.
№ Название мероприятия

1

2

3

Беседа «Нужно ли знать детям
историю
Донского края?»
Консультация «Как воспитывали в
Казачьей
семье»
Устный
журнал
«Как раньше
относились казаки к родному краю,
Дону, своей станице»
Дона

Сроки
проведе
ния
сентя
брь

Ответственны
й
воспитатель

декаб
рь

воспитатель

февра
ль

воспитатель

4

Консультация «Писатели
детям»

–

март

воспитатель

5

Консультация «Традиционная кухня
казаков»

апрел
ь

воспитатель

6

Мастерская добрых дел
(совместный труд по изготовлению
пособий, предметов была знакомящих
с историей Донского края)

май

воспитатель

13

3.5Материально-техническое и методическое обеспечение программы
Мини – музей «Казачья горница»:
• иллюстративный материал, плакаты «Казачество»;
• элементы бытовой обстановки казачьей хаты, кухонной утвари;
• атрибуты для дидактических игр и праздников; костюмы.
Список использованной литературы:
• Р.М. Чумичева, О.Л. Ведмедь, Н.А. Платохина «Ценностное
смысловоеразвитие дошкольников» (на материале истории и культуры
Донского края)
• Р.М. Чумичева, О.Л.Ведмедь, Н.А.Платохина
«Методическоеобеспечение к региональной программе
«Родники Дона»
• Агуреева Т.И. Казачий костюм: учебно-методическое пособие
дляпедагогов дошкольных образовательных учреждений,
учителей начальной школы, гувернеров, родителей /
Т.И.Агуреева,
Л,А, Баландина, Г.Ю. Цветкова; под общ.ред. И.А.Лыковой. – М., 2011.
• Н.В.Корчаловская, Н.Ш, Лебедева, И.П.Микаелян Духовно –
нравственное и патриотическое воспитание дошкольников на
основеэтнокультурного казачьего компонента1ч, 2ч Ростов-на-Дону
Издательство ГБУ ДПО РО РИПК и ППРО 2018
• Лукаш С.Н. Воспитательные ценности культуры казачества
/С.Н.Лукаш. – Ростов н/Д, Армавир, 2008
• Е.И. Демешина, К.А. Хмелевский «Истории донского края»
• В.С. Левченко, Б.В. Чеботарев «Истории донского края»
• Альбом, худ. А.Г. Нечаева «История костюма в истории
Донскогокрая»
• Живу на Дону: Детско-юношеский патриотический сборник: В 3 т.
/Том I. Книга юного казака / А. В. Венков, А. В. Лазарев, В. А.
Бобыльченко, И. Г. Караиван, Н. М. Тормосина
• Том II. Книга юного патриота / Н. М. Тормосина, А.Ю. Кудряков
• Азбука для маленьких казаков и казачек/Н.А. Платохина,
О.Л.Ведмедь.

14

Е.А. Алябьева «Тематические дни и недели в детском саду» М.:2012г.
О.Г.Ярыгина «Мастерская сказок» М.:2010г
А.Н.Чусовская «Сценарии театрализованных представлений и развлечений»
М.:2011г.
Е.В.Лаптева «1000 русских скороговорок для развития речи» М.:2012г.
Артемова Л. В. «Театрализованные игры дошкольников» М.:1983г. Алянский Ю.
«Азбука театра» М.:1998г. Сорокина Н. Ф. «Играем в кукольный театр» М.:
АРКТИ, 2002.
Е.В.Мигунова «театральная педагогика в детском саду». Методические
рекомендации.М.:2009г.
Г.П. Шалаева «Большая книга правил поведения» М.:200
А.Г.Распопов «Какие бывают театры» Изд-во: Школьная пресса 2011г.
Н.Б. Улашенко «Организация театральной деятельности. Старшая группа»
Издательско-торговый дом г.Волгоград 2009г.
Г.В.Генов «Театр для малышей» М.1968г.
Оборудование:
1. Театральная ширма
2. Разные виды кукольных театров:

- пальчиковый
- плоскостной шагающий театр
- конусный
- теневой
- би-ба-бо (перчаточный)
- фланелеграф
- магнитный
- масочный
- варежковый
- игрушечный (резиновые, деревянные, мягкие куклы)
3. Ноутбук, колонки.
4. Костюм

15


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».