Утверждаю:
Принято на
Педагогическом
совете
Протокол №1
от «28.08.2025г.»
Заведующий МБДОУ
детский сад №11 «Теремок»
___________Е.И. Дорохова
Программа дополнительного образования
экологической направленности «Почемучки»
для детей подготовительной к школе группы.
Воспитатель Нетребская Н.С.
2025 - 2026гг.
п. Орловский
1
СПИСОК ДЕТЕЙ
№
п/
п
Ф. И. ребенка
СВИДЕТЕЛЬСТВО
СНИЛС
1 Архипов Даниил
IV - AH № 673582
205-070- 978 36
2 Воронцов Владислав
IV - AH № 673738
206 058-557 48
3 Желтый Владимир
IV - AH № 673807
206-362-553 43
4 Оленченко Александр
IV - AH № 673541
204-399-658 80
5 Полухина Злата
IV - AH № 673772
206-240-431 10
6 Середенко Юлия
IV - AH № 673833
206-786-802 91
7 Сыромолотова Валерия
IV - AH № 673758
206-183-393 47
8 Столяревская Мира
IV-AH № 673579
204-826-132 38
9 Краснощеков Ефим
IV-AH № 673700
205-753-084 51
10 Леонова Женя
IV-AH № 673892
206-891-096 80
11 Сорокин Андрей
IV-AH №673764
206-153-546 31
12 Чумакова Мира
IV-AH № 673676
206-814-963 70
РЕЖИМ ЗАНЯТИЙ: 1 РАЗ В НЕДЕЛЮ - ЧЕТВЕРГ;
ПРОДОЛЖИТЕЛЬНОСТЬ – 30 МИНУТ 15. 30ч. – 16.00ч.
2
СОДЕРЖАНИЕ
I.
1.
1.1.
1.2.
1.3.
1.4.
1.5.
II.
2.
2.1.
2.2.
III.
3.
3.1.
3.2.
3.3.
ЦЕЛЕВОЙ РАЗДЕЛ
Пояснительная записка
Цели и задачи программы
Принципы и подходы в организации образовательного процесса
Характеристика особенностей развития детей
Планируемые результаты освоения рабочей Программы
Особенности проведения педагогического мониторинга
СОДЕРЖАТЕЛЬНЫЙ РАЗДЕЛ
Общие положения
Объём и срок освоения программы
Содержание дополнительной образовательной программы
«Почемучки»
ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ РАЗДЕЛ
Условия организации образовательного процесса.
Модель экологической предметно-развивающей среды группы.
Перспективный план работы.
Литература
3
4
5
6
8
9
10
11
11
12
13
13
15
29
I.
ЦЕЛЕВОЙ РАЗДЕЛ
1. Пояснительная записка
Рабочая программа кружка разработана в соответствии с:
1. Федеральный закон 29.12.2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской
Федерации»;
2. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от
17.10.2013г. № 1155 «Об утверждении федерального государственного
образовательного стандарта дошкольного образования» и приложение к нему;
3. Постановление Главного государственного санитарного врача Российской
Федерации от 22 августа 2024 г. № 9 “О внесении изменений в санитарноэпидемиологические правила и нормы СанПиН 2.3/2.4.3590-20 "Санитарноэпидемиологические требования к организации общественного питания населения",
утвержденные постановлением Главного государственного санитарного врача
Российской Федерации от 27.10.2020 N 32”
4. Приказ Министерства образования и науки РФ от 30 августа 2013 г. № 1014
«Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной
деятельности по основным общеобразовательным программам дошкольного
образования» (Зарегистрировано в Минюсте России 26.09.2013 № 30038);
«Мир, окружающий ребенка – это, прежде всего мир природы, с безграничным
богатством явлений, с неисчерпаемой красотой. Здесь, в природе, вечный
источник детского разума»
В. Сухомлинский.
Кружок «Почемучки» имеет экологическую направленность, которая
определена особой актуальностью экологического образования в современных
условиях. С началом третьего тысячелетия экологические проблемы, возникшие
ранее, не только не исчезли, а продолжают углубляться. В ХХI веке их решение
приобретает характер фактора выживания человечества.
Так как проблемы экологии в последние годы выдвигаются на первый план, то
необходимо углублять знания детей в этой области. Приобщение детей к
экологической культуре необходимо начинать с детства, так как в этом возрасте
легче всего приобщить детей к природе, научить любить и охранять природу. Дети
учатся наблюдать за изменениями, происходящими в природе и делать выводы.
Занимаясь в кружке, дети обогащают свой запас знаний новыми знаниями о
природных явлениях. Это воспитывает у них любознательность, бережное
отношение к природе, желание знать больше. При изучении тем, предусмотренных
кружком, развивается мышление образное и конкретное; зрительная и слуховая
память; речь, внимание, восприятие.
В основу содержания кружка легли парциальные программы С.Н.
Николаевой «Юный эколог» и Воронкевич О. А. «Добро пожаловать в экологию!»,
4
которые предполагают формирование у детей осознанно – правильного отношения к
природным явлениям и объектам, которые окружают их, и с которыми они
знакомятся в дошкольном детстве.
1.1 . Цели и задачи программы
ОСНОВНАЯ ЦЕЛЬ РАБОТЫ КРУЖКА - формировать у детей элементы
экологического сознания, способность понимать и любить окружающий мир и
природу.
Работа кружка «Почемучки» призвана решать следующие задачи:
1. Развитие у детей субъектного опыта эмоционально-чувственного общения с
природой и социокультурным окружением, представлений и элементарных понятий
об окружающем мире, взаимосвязях и взаимоотношениях в нем, как основы развития
экологического сознания и экологической культуры личности.
2. Воспитание эмоционально-ценностного отношения к природному окружению.
3. Развитие опыта практической и творческой деятельности по реализации и
закреплению знаний и эмоционально-чувственных впечатлений, полученных при
взаимодействии с природным окружением, а также по воспроизводству и
сохранению природной среды.
Методы, используемые для реализации работы кружка:
Наглядные методы:
- экскурсии, целевые прогулки;
- наблюдения;
- показ сказок (педагогом, детьми);
- рассматривание книжных иллюстраций, репродукций;
- проведение дидактических игр;
Словесные методы:
- чтение литературных произведений;
- беседы с элементами диалога, обобщающие рассказы воспитателя.
Игровые методы:
- проведение разнообразных игр (малоподвижных, сюжетно – ролевых,
дидактических, игр - драматизаций и др.);
- загадывание загадок;
- проведение викторин, конкурсов.
Практические методы:
- организация продуктивной деятельности детей;
- оформление гербария растений, коллекции семян, плодов;
- изготовление с детьми наглядных пособий.
При построении системы работы экологического кружка мы обратили особое
внимание на следующие основные направления.
Познавательно-развлекательное направление ставит целью знакомство
детей с компонентами живой и неживой природы, влияние деятельности человека на
эти компоненты в игровой занимательной форме.
5
Практическое направление - изучение растительного и животного мира,
ландшафтов родного края, связанное с практическими делами (акции
природоохранного характера, работа на огороде, подкормка птиц, посадка цветников
и др.).
Исследовательское направление осуществляется в рамках продуктивной
деятельности, экскурсий, наблюдений, опытов.
Ожидаемый результат взаимодействия с детьми:
Должен знать и соблюдать элементарные правила поведения в природе
(способе безопасного взаимодействия с растениями и животными);
Проявление интереса, доброты к природным явлениям и объектам;
Помощь друг другу, бережное, доброжелательное отношение к природе,
проявление творчества.
1.2.
Принципы и подходы к организации к формированию программы
Программа разработана на основе следующих принципов экологического
образования:
Принцип научности предполагает знакомство дошкольников с совокупностью
элементарных экологических знаний, которые служат основой формирования
мотивации действий ребенка, развития познавательного интереса, формирования
основ его мировоззрения.
Крайне важным и тесно сопряженным с принципом научности являетсяпринцип
доступности материала для ребенка определенного возраста. Доступность
предполагает также значимость для ребенка получаемых знаний, их
эмоциональную окраску. В обучении дошкольников не следует употреблять
научные термины, хотя содержание некоторых из них может быть объяснено в
доступной и привлекательной форме.
В работе по ознакомлению с окружающим миром необходимо учитывать
региональный компонент (природу родного края, народные традиции,
краеведение)
Наиболее эффективно задачи познавательного развития решаются в случае
интегрированного подхода. Для более успешного усвоения материала
целесообразно использовать такие формы работы, как интегрированные занятия,
экспериментирование, просмотр видеофильмов, презентаций, чтение
художественной литературы
Принцип гуманности. Данный принцип связан, прежде всего, с понятием
экологической культуры. С позиции воспитания его применение означает
формирование человека с новыми ценностями, владеющего основами культуры
потребления, заботящегося о своем здоровье и желающего вести
здоровый образ жизни. Экологическое воспитание тесно связано и с развитием
эмоций ребенка, умения сочувствовать, удивляться, сопереживать, заботиться о
6
живых организмах, воспринимать их как братьев по природе, уметь видеть красоту
окружающего мира, и всего ландшафта, и отдельного цветка, капли росы,
маленького паучка.
 Экологические знания должны помочь понять ребенку, что нужно сделать для
того, чтобы сохранить окружающую его самого и его близких среду. Он должен
обязательно принимать участие в посильных экологически ориентированных
видах деятельности.
Принцип целостности тесно связан с предыдущим и присущ именнодошкольному
экологическому образованию. Он отражает, прежде всего, целостное восприятие
ребенком окружающего мира и его единство с миром природы.
 Важна последовательность усвоения знаний, когда «каждое последующее
формирующееся представление или понятие вытекает из предыдущего». Принцип
системности способствует и умственному развитию детей в целом.
Отличительные особенности заключаются в том, что в основе программы лежит
принцип интеллектуального и эмоционального начала в экологическом
образовании. Значительное место занимает исследовательская работа –
проведение простейших опытов, наблюдений. Для детей они необычны. Главным
является то, что дети принимают непосредственное участие в исследовательской
деятельности, а некоторые опыты проводят вполне самостоятельно.
Исследовательская работа помогает развить познавательный интерес ребенка, его
мышление, творчество, умение мыслить логически, обобщать. В структуру
программы входят два образовательных блока: теория и практика. Все
образовательные блоки предусматривают не только усвоение теоретических
знаний, но и формирование практического опыта. Методика организации
теоретических и практических занятий может быть представлена следующим
образом: на занятиях дети знакомятся с живой и неживой природой. Освоение
материала в основном происходит в процессе практической творческой
деятельности.
Для того, чтобы подвести детей к освоению теоретического материала
предлагаются методы: работа с моделями, природоведческие конкурсы и
праздники, решение проблемных ситуаций, наблюдения и эксперименты, опыты,
практическая деятельность в природе. Экологическое образование ведется
ненавязчиво, с удовольствием и искренней заинтересованностью, как детей, так и
педагогов.
В целом в экологическом обучении наиболее эффективным представляется
интегрированный подход, предполагающий взаимосвязь исследовательской
деятельности, музыки, изобразительной деятельности, физической культуры,
игры, литературы, моделирования, т. е. экологизацию различных видов
деятельности ребенка.
Как известно, в дошкольном возрасте преобладает правополушарный тип
7
познавательной деятельности, дети не способны самостоятельно улавливать
общие закономерности природных явлений, делать выводы о месте человека в
природе, о его ответственности за все живое на земле, поэтому занятия строятся с
учетом наглядно-действенного и наглядно-образного восприятия ребенком
окружающего мира. Большое значение придается ведущей форме деятельности
дошкольников - игре (сюжетно-ролевые, подвижные, самостоятельные игры
экологического и природоведческого содержания).
Так, развить положительные эмоции по отношению к природе помогают игрыпревращения, направленные на возникновение у ребенка эмпатии к животным,
растениям, объектам неживой природы. В процессе обучения желательно
задействовать все органы чувств ребенка, а не только слух и зрение. Для этого
ребенок имеет возможность потрогать, понюхать окружающие его объекты и
даже попробовать их на вкус, если это безопасно. Большое значение имеет
развитие эмоциональной сферы.
1.3. Характеристика возрастных и индивидуальных особенностей
дошкольников
Ребенок в дошкольном возрасте проявляет большой интерес к природе, для него
характерно целостное восприятие окружающего мира, что очень важно для
экологического образования.
У детей этого возраста развиваются гуманные черты личности: отзывчивость,
доброта, чуткость, ответственность за природу, за все живое, что делает личность
духовно богатой, умеющей осознавать связь с природой и другими людьми.
Непосредственное восприятие предметов природы, их разнообразие, динамика
эмоционально воздействуют на детей, вызывают у них радость, восторг,
удивление, совершенствуя тем самым эстетические чувства.
У детей 5-6 лет внимание носит непроизвольный характер. Устойчивость его
зависит от характера деятельности. Запоминание и воспроизведение также носят
непроизвольный характер. Ребенок еще не может поставить перед собой цель
запомнить или припомнить что-либо. Дети не умеют самостоятельно наблюдать,
но активно принимают цель и задачи наблюдения от педагога, если они
поставлены в привлекательной, игровой форме.
У детей формируются способности эстетически относиться к миру, воспринимать
прекрасное и оценивать, своей деятельностью умножать окружающее, побуждать
задуматься над взаимоотношениями людей и природы.
В старшем дошкольном возрасте продолжает развиваться образное мышление.
Дети способны не только решить задачу в наглядном плане, но и совершить
8
преобразования объекта, указать, в какой последовательности объекты вступят во
взаимодействие.
Дети старшего дошкольного возраста имеют большой багаж представлений о
природе. Детям становятся доступны достаточно сложные связи и зависимости,
существующие в природе. Уровень обобщенности знаний позволяет теперь
переходить к понятиям. Хоть это понятие обыденного уровня, первая ступень в
познании действительности, но тем самым наглядно-образное отражение
действительности в форме представлений поднимается на качественно новый
уровень: представления, обогатившись конкретным материалом, превращаются в
понятия.
В этом возрасте формируются и эмоционально-волевые качества:
ответственность, инициативность, самоорганизация, самоконтроль.
Мотивированная оценка приводит к формированию аргументированности и
убежденности при выборе поведения. Итак, экологические знания, трудовые
умения и навыки по уходу за растениями и животными, мотивированная оценка
поведения сверстников, взрослых, собственного способствуют становлению
личности ребенка в целом.
Оценочная деятельность детей поднимается на высокий уровень. Они могут не
согласиться с поведением и поступками положительных героев, могут
отрицательно оценивать отношение к природе взрослых, в том числе и близких
людей. Социально-экологические представления включают уже обобщенные
правила поведения человека. Эти правила могут быть одним из важнейших
регуляторов отношения ребенка к природе. Педагогу необходимо учитывать
возросшие возможности детей в экологическом воспитании.
1.4. Планируемые результаты освоения Программы
Воспитанники должны знать:
Основы экологической культуры. 
Некоторые особенности природы своего края.
Основные признаки времен года.
Значение природы для человека.
Группы растений и животных. 
Некоторые охраняемые растения и животные своего края, страны.
Правила поведения в природе.
Что такое экология, каковы ее задачи и назначение в современном мире;
Начальные экологические понятия;
О взаимоотношениях организмов друг с другом и с человеком;
О
единстве
живой и неживой природы, необходимости бережного
отношения к ней;
9
О месте и роли человека в природном сообществе, о единстве
природы ичеловечества;
О причинах создания и назначении Красной книги;
О местных видах растений и животных, занесенных в Красную книгу;
О причинах и возможных последствиях экологических катастроф;
О ценности и уникальности каждого природного объекта;
О современных экологических проблемах и возможных путях их решения;
О правилах поведения человека в природе;
Особенности труда людей наиболее распространенных профессий.
Воспитанники должны уметь:
Различать объекты природы и объекты, не относящиеся к природе.
Выполнять правила личной гигиены.
Различать изученные растения, животных. 
Вести наблюдения в природе под руководством руководителя кружка.
Подкармливать птиц в простейших кормушках.
Ухаживать за комнатными растениями и домашними животными.
Проводить поисково-исследовательскую деятельность под
руководствомруководителя кружка.
Выполнять правила безопасного поведения в природе, в быту,
общественных местах; 
Применять свои знания в обращении с живыми организмами;
Охранять редкие виды растений и животных;
Наблюдать за предметами и явлениями окружающей среды по
заданнойсхеме;
Проводить простейшие экологические наблюдения в природе;
Формулировать и обосновывать собственное мнение по тому или
иномувопросу (экологической проблеме);
1.5.
Особенности проведения педагогического мониторинга
Подведение итогов по результатам освоения данной программы
проводится в следующих формах контроля:
1)
входящая диагностика: собеседование с целью выявления
образовательного уровня обучающихся, их интересов и способностей
при поступлении в кружок.
2) текущий контроль: - наблюдение за выполнением заданий,
требований педагога, правил поведения в природе; - выставки
творческих работ обучающихся.
3) итоговый контроль: - итоговая диагностика.
Оценка эффективности программы:
Проводится путем сопоставления результатов входящей (вначале
работы) иитоговой диагностик.
10
СОДЕРЖАТЕЛЬНЫЙ РАЗДЕЛ
2. Общие положения
Реализация Программы осуществляется в формах, специфических для
детей данной возрастной группы, прежде всего в форме общения, игры,
познавательнойи исследовательской деятельности, в форме творческой
активности, обеспечивающей художественно-эстетическое развитие сквозных механизмахразвития ребенка (ФГОС ДО п.2.7):
II.
Организация образовательной деятельности строится на основе интереса и
содержит проблемно-игровые ситуации, для того, чтобы развивать
у ребенка любознательность, познавательную активность,
самостоятельность. Основная форма организации работы с детьми –
организованная деятельность с осуществлением
дифференцированного подхода при выборе методов обучения в
зависимости от возможностей каждого ребенка. Учебный материал
подается в игровой форме, не утомительной для ребенка. Различные
творческие задания будут способствовать развитию воображения и
помогут лучше усвоить пройденный материал на занятии.
Большинство теоретических занятий проводятся в форме
дидактических игр с использованием игровых обучающих ситуаций.
Начиная со старшей группы проводятся элементарные опыты с
объектами неживой природы.
Проводятся совместно с психологом детского сада релаксационные
упражнения. Идет прослушивание музыки. Наблюдения, итоги бесед с
детьми оформляются совместно с педагогом.
2.1. Объем и срок освоения программы
Программа рассчитана для детей старшего дошкольного
возраста 6-7 лет.
Форма обучения - очная.
Форма организации содержания и процесса педагогической
деятельности -комплексная.
Учебный план.
Возрастная группа
2 подготовительная к
школе группа
Количество занятий
неделя
месяц год
1
4
Наш девиз:
«У природы есть друзья: Это мы - И ты, и Я!»
11
36
Продолжительность
занятий
30 мин
Содержание дополнительной образовательной программы
«Почемучки»:
Сентябрь
1. Планета Земля в опасности!
2. Путешествие колоска.
3. Посещение кафе «Дары осени».
4. Как растения готовятся к зиме.
Октябрь
1. Для чего растению нужны семена.
2. Животные нашего края. Жизнь животных осенью.
3. Насекомые и их подготовка к зиме.
4. Путешествие в осенний лес.
Ноябрь
1. Клуб знатоков леса.
2. Перелетные птицы. 12 ноября – Синичкин день.
3. Лес как экологическая система.
4. Кто главный в лесу? Пищевые цепочки в лесу.
Декабрь
1. Как живут наши пернатые друзья зимой.
2. Как животные приспособились к зиме.
3. День рождения Бабы – Яги (экологическое развлечение).
4. Изготовление плаката «Сохраним елку – красавицу наших лесов».
Январь
1. Через добрые дела можно стать экологом.
2. Где находится пятый океан?
3. Водоемы в беде.
4. Как сберечь природу.
Февраль
1. Красная книга.
2. Лекарственные растения.
3. Если хочешь быть здоров.
4. Посадка лука и наблюдение за ним.
Март
1. Как поссорились март и февраль.
2. Кому нужна вода.
3. Путешествие капельки.
4. Беседа «Что такое огонь?».
Апрель
1. Солнце, Земля и другие планеты.
2. Земля – живая планета.
3. Путешествие на Луну.
4. Комнатные растения – спутники нашей жизни.
Май
1. Почему Земля кормит.
12
2. Загадки природы.
3. Строим экологический город.
4. Знатоки природы (викторина).
III.
ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ РАЗДЕЛ
3.Условия организации образовательного процесса
Организация образовательного процесса предусматривает:
 игровую деятельность (развивающие игры: настольнопечатные, динамические, словесные; театрализованные и
режиссерские игры);
 творческие задания, предполагающие организацию разных
видов художественно-творческой деятельности детей
(изобразительной,
музыкально-исполнительской, театрально-игровой, двигательной,
речевой);
 экскурсии;
 исследование, экспериментирование (игровое
экспериментирование иопыты с предметами и материалами);
 прогулки в природу в разные сезоны (на различные городские и
сельскиеобъекты;
 развлечения;
 проектирование решения проблемы;
 познавательные беседы (с использованием разнообразного
наглядно-иллюстративного материала, музыкального
сопровождения,
художественного слова, развивающих игр упражнений, заданий);
 чтение, просмотр познавательной, энциклопедической и
художественнойлитературы;
 трудовую деятельность (труд в природе и хозяйственно-бытовой труд)
3.1. Модель экологической предметно-развивающей среды группы.
13
14
3.2.
Сроки
Тема
1
неделя
1. Планета
Земля в
опасности!
2
неделя
2. Путешествие
колоска.
Перспективный план дополнительной образовательной программы
«Почемучки»:
2025– 2026 учебный год
Цель занятия
Используемый материал
Сентябрь
Дать детям представление о том, Большой мяч (шар) голубого
что планета Земля — это
цвета, белые контуры
громадный шар. Большая часть
материков (можно
земного шара покрыта водой —
использовать контурные
океанами и морями. Кроме воды
карты), плакат «sos»,
есть материки — твердая земля — флажок «sos», бледносуша. Планета Земля сейчас в
зеленая, желтая краски,
опасности. Чтобы спасти нашу
авторучки с черным и
планету, надо с детства любить
красным стержнями,
природу, изучать ее, правильно с простой карандаш, клей.
ней обращаться.
Познакомить детей со злаковыми Колосья зерновых культур
культурами, из которых
(рожь, пшеница), модели
выпекают белый и черный хлеб.
процесса выращивания
Развивать умение различать
колосьев и изготовления
растение по характерным
хлеба, репродукции и
признакам (строение колоска,
иллюстрации (хлебная нива,
цвет, количество зерен).
посев, уборка хлебных
Познакомить с современной
культур раньше и сейчас),
технологией изготовления хлеба и игровые персонажи (мышата
сравнить с тем, как его
Круть и Верть), системный
изготовляли раньше.
оператор, модель «Машина
времени».
15
План занятия
Источник
1. Вводная беседа.
2. Игра моделирование
«Планета Земля».
3. Игра «Покажи на
глобусе».
4. Беседа «Как помочь
нашей
планете?».
5. Итог занятия.
№ 3,
с. 1116
1. Беседа.
2. Чтение отрывков
стихотворений,
рассматривание
иллюстраций.
3. Итог занятия.
№ 1,
с.
317320
3
неделя
4
неделя
Систематизировать
представления детей о фруктах и
овощах. Упражнять в составлении
рассказов об овощах фруктах.
Познакомить с технологией
приготовления блюд из овощей и
фруктов (компот, варенье, пирог с
капустой, салат).
4. Как растения Формировать у детей
представления о состоянии
готовятся к
растений осенью. Дать знания о
зиме.
плодах и семенах деревьев,
кустарников, травянистых
растений. Учить устанавливать
связи между состоянием растений
и условиями среды, выявлять
причины происходящих
изменений в природе.
Познакомить детей с трудом
взрослых в парке по уходу за
растениями осенью.
3. Посещение
кафе «Дары
осени».
Блюда из овощей и фруктов,
макеты овощей и фруктов.
1. Вводная беседа.
2. Осмотр выставки.
3. Игры. Конкурсы.
4. Итог.
№ 1,
с.
321322
Модели «Способы
распространения семян»,
«Сезонные изменения
окраски листьев».
1. Сюрпризный
момент.
2. Экскурсия в парк.
Чтение отрывка
стихотворения И.
Бунина «Листопад».
3. Практическая работа
(собирание листьев).
4. Конкурс на
необыкновенно
раскрашенный лист.
5. Практическая работа
(собирание семян и
плодов).
6. Итог.
№ 1,
с.
323329
1. Вводная беседа.
2. Рассказ детей по
модели «Правила
поведения в лесу».
№ 1,
с.
337341
Октябрь
1
неделя
5. Для чего
растению
нужны семена.
Закрепить представление, что
семя – конечная стадия роста
однолетнего растения, оно
необходимо для продолжения
Модели «Правила поведения
в лесу», «Строение семян»,
«Потребности растений:
почва, тепло, свет, влага»,
16
2
неделя
3
неделя
4
неделя
жизни. Дать знания о строении
семени: семенная кожура,
семядоли, зародыш. Формировать
представления о распространении
семян растений. Развивать
память, внимание,
наблюдательность.
Познакомить детей с
6. Животные
представителями животного мира
нашего края.
родного края; расширить и
Жизнь
закрепить представления
животных
дошкольников о диких и
осенью.
домашних животных;
рассмотреть влияние сезонных
изменений на жизнь диких
животных.
7. Насекомые и Актуализировать имеющиеся у
их подготовка к детей представления о
насекомых; дополнить знания об
зиме.
их отличительных признаках.
8. Путешествие
в осенний лес.
Обобщить и систематизировать
знания детей об осени. Учить
устанавливать связи между
продолжительностью дня,
температурой воздуха и
состоянием растений, наличием
пищи для животных и
приспособлением их к зиме.
«Способы распространения
семян». Картинки с
изображением
разнообразных растений
(знакомые детям травы,
кусты, деревья).
Картинки, изображающие
животных.
Картинки, изображающие
насекомых.
3. Физкультминутка.
4. Беседа о строении
семени и их значении
для растения, способах
распространения
семян.
5. Итог.
1. Чтение
стихотворения А.
Пришельца «наш
край».
2. Рассказ о животных
нашего края, как они
готовятся к зиме.
3. Итог.
1. Отгадывание
загадок.
2. Беседа о насекомых.
3. Дидактическая игра
«Узнай животных по
описанию».
Системный оператор,
1. Отгадывание
иллюстрации,
загадки.
дидактические игры
2. Беседа.
«Времена года», «Когда это 3. Логическая задача
бывает?», модели
«Книжка про осень».
приспособления животных к 4. Игра «Идем в лес».
зиме, силуэтные
5. Игра «Чей силуэт?»
изображения зверей, два
6. Отгадывание
17
№ 2,
с.
27-31
№ 2,
с. 3236
№ 1,
с.
334337
1
неделя
2
неделя
3
неделя
Учить детей выделять
симметричных пятна,
характерные признаки основных
фишки.
периодов сезона и рассказывать
об этом. Развивать логическое
мышление творческое
воображение. Воспитывать
бережное отношение к растениям
и животным.
Ноябрь
Формировать у детей умение
Модели «Существенные
9. Клуб
применять на практике знания о
признаки птиц, зверей,
знатоков леса.
приспособлениях животных и
насекомых». Вырезанные из
растений к условиям жизни.
картона красные и зеленые
Формировать умение сравнивать, жуки; 2 конверта с
выделять существенные
письмами; посылка –
признаки, понимать простейшие
коробочка.
причинно – следственные связи.
Развивать доказательную,
связную речь детей.
Картинки, изображающие
10. Перелетные Актуализировать и дополнить
представления дошкольников о
птиц.
птицы. 12
птицах как о представителях
ноября –
Синичкин день. животного мира; выяснить роль
птиц в природе.
11. Лес как
экологическая
Сформировать понятие «этажи
леса». Выявить взаимосвязи
Картины «Лес», «Ельник»,
«Сосновый бор», «Дубовая
18
загадок.
7. Итог.
1. Вводная беседа.
2. Игра в знатоков.
3. Физкультминутка.
4. Игра «Цепочка
слов».
5. Отгадывание
загадок.
6. Итог.
№ 1.
с.
347350
1. Отгадывание загадок
о птицах.
2. Беседа о птицах.
3 Игра «синицы».
4. Чтение
стихотворения А.
Яшина «Покормите
птиц зимой».
5. Итог.
1. Чтение рассказа О.
Дмитриева «Что такое
№ 2,
с. 4550
№ 1,
с.
4
неделя
система.
между растениями и местом
обитания, питания животных.
Развивать у детей элементы
экологического сознания «Мы
нужны друг другу на земле».
12. Кто
главный в
лесу? Пищевые
цепочки в лесу.
Уточнить представления детей о
взаимосвязи в экосистеме «Лес»
растений, животных и факторов
неживой природы .
Сформировать представления о
пищевой зависимости обитателей
леса. Учить выстраивать
«пищевые цепочки» в лесу. Дать
детям представление о леснике –
человеке, который заботится о
лесе: бережет от пожара,
подкармливает животных зимой,
спасает некоторых из них от бед.
роща», «Березовая роща».
Карточки с цифрами от 1 до
5. Пятиэтажный дом.
Макеты деревьев (дуб,
сосна, ель, береза, ольха,
осина); кустов (малина,
смородина, шиповник,
терновник, можжевельник);
мелкого кустарника
(черничник, брусничник);
травы, грибы, лишайники.
Животные – звери медведь,
лось, белка, заяц, лиса, еж);
птицы (дятел, кукушка,
клест, иволга); насекомые
(жук, божья коровка,
бабочка, стрекоза, гусеница).
Карточки с изображением
животных. растений, птиц.
Насекомых, живущих в лесу,
натуральные предметы и
муляжи: ягоды, орехи,
грибы, мед, щавель, желуди;
бечевки для дидактической
игры «Пищевые цепочки»,
стрелки для составления
«цепочек», фланелографы,
пособие «Напоминающие
знаки», модели неживой
природы (солнце, воздух,
19
лес».
2. Беседа, игра.
3. Игра «Лесорубы».
4. Изобразительная
деятельность.
5. Итог.
370375
1. Беседа.
2. Дидактическая игра
«Кто что принес».
3. Игры.
4. Беседа.
5. Рассматривание
картин.
6. Исполнение песни
«Про Всех На Свете».
7. Итог.
№ 1,
с.
375379
№ 3,
с. 9293
Воспитывать гуманное,
экологически целесообразное
отношение детей к природе.
1
неделя
2
неделя
3
неделя
вода). картины «Зимняя
подкормка диких
животных», «Лесник спасает
зайцев».
Декабрь
Обобщить знания детей,
Картины леса и городского
13. Как живут
наши пернатые полученные при наблюдениях за пейзажа с птицами, картина
птицами; установить связь между с изображением кормушки,
друзья зимой.
формой клюва и питанием птиц;
картинки зимующих и
отметить взаимоотношения птиц перелетных птиц.
во время зимовки. Вызвать
желание помочь нашим крылатым
друзьям в зимнюю бескормицу.
Уточнить и расширить
Модели «Приспособления
14. Как
представления детей о
зверей к зиме: линька,
животные
изменение окраски шерсти,
приспособились приспособлении животных
разных классов к зимним
приготовление запасов,
к зиме.
условиям существования. Дать
подготовка жилища».
знания о том, что животные могут
выжить только в том случае, если
приспособятся к тяжелым зимним
условиям.
Учить устанавливать связи между
особенностями поведения и
условиями среды обитания.
Воспитывать стремление
помогать птицам, зверям зимой.
Воспитывать любовь и бережное Избушка Бабы – Яги, всякий
15. День
«мусор», «кочки».
рождения Бабы отношение к природе; показать
отношение к природе наших
- Яги.
20
1. Беседа.
2. Игры.
3. Физкультминутка.
4. Рассказ.
5. Итог.
№ 1,
с.
354359
1. Вводная беседа.
2. Игра – кубик «Чей
хвост?».
3. Беседа.
4. Игра «Кто живет в
родном лесу».
5. Игра «Превратись».
6. Итог.
№ 1,
с.
379383
По сценарию
(экологическое
развлечение)
предков; обучать правилам
поведения в лесу.
4
неделя
16.
Изготовление
плаката
«Сохраним
елку –
красавицу
наших лесов».
Познакомить с плакатом как
особым видом цветного рисунка,
на котором есть слова,
призывающие к добрым делам
или соблюдению правил
поведении. Учить придумывать
содержание плаката,
направленного на сохранение
елок, изображать его.
Воспитывать желание защищать
природу.
1
неделя
17. Через
добрые дела
можно стать
экологом.
2
неделя
18. Где
находится
пятый океан?
Плакат о природе. Листы
белой и тонированной
бумаги, краски, карандаши,
фломастеры, несколько
карточных трафаретов елки,
25-30 экземпляров текста,
напечатанного на маленьких
полосках бумаги: «Акция
«Зеленая елочка – живая
иголочка». Проводит группа
«Гномики»(в углу рисунок
старичка – Лесовичка).
Январь
Раскрыть перед детьми на
Сказка «Лиса, заяц и петух»,
конкретных литературных
стенд «Панорама добрых
примерах, что бывают хорошие и дел», клей, пластилин,
плохие поступки. Показать, что
авторучка; модель «Сухое
юный эколог — это ребенок,
(несчастное) дерево» с
который любит природу,
набором зеленых листьев из
заботится о живых существах
бумаги.
(растениях и животных) в
детском саду и дома, создает для
них хорошие условия жизни.
Уточнить и расширить знания
Карточки с изображением
детей о воздухе, его составе;
ветра, бури, источниками
рассказать о причинах
загрязнения воздуха,
21
1. Вводная беседа.
2. Рассматривание
плаката.
3. Изобразительная
деятельность.
4. Итог.
№ 3,
с. 6263
1. Вводная беседа о
добрых и злых
поступках.
2. Работа с моделью
«Сухое дерево».
3. Итог занятия.
№ 3,
с. 5557
1. Встреча с
воздушным шариком.
2. Опыты «Свойства
загрязнения воздуха,
формировать интерес к
экспериментальной работе.
воздушный шарик, стаканы,
губки, земля, вода,
парашютик.
3
неделя
19. Водоемы в
беде.
Дать детям представление о
водоемах, их разных состояниях,
их обитателях. Познакомить с
тем, что человек своей
деятельностью загрязняет
водоемы.
Глобус,
репродукции
картин, предметы
морского, речного
происхождения,
картины с
изображением
морских, речных
животных,
принадлежности
для рисования.
4
неделя
20. Как сберечь
природу.
Обобщить известные детям
правила поведения в природе,
воспитывать экологическую
культуру.
Памятка «Как сберечь
природу».
22
воздуха».
3. Беседа «Полезные
свойства «голубой
рубашки» планеты
Земля».
4. Беседа «Источники
загрязнения воздуха.
Мероприятия по его
охране».
5. Беседа «Сила ветра.
Его влияние на живые
организмы».
1. Беседа с детьми о
водоемах, их
обитателях.
2. Осмотр выставки.
3. Беседа о загрязнении
водоемов. Чтение
рассказов «Нефть в
море», «Отчего
погибли киты».
4. Рисование
иллюстраций к
рассказам.
1. Чтение
стихотворения З.
Александровой «Белая
черемуха».
2. Обсуждение
ситуаций.
№ 3.
с.
151153
№ 2,
с.
132136
3. Чтение памятки
«Как сберечь
природу».
4. Итог.
1
неделя
21. Красная
книга.
2
неделя
22.
Лекарственные
растения.
3
неделя
23. Если
хочешь быть
здоров.
Февраль
Дать детям представление о том, Рассказ «Морские коровы и
что люди, плохо зная природу,
Красная книга»; картинки с
погубили много растений и
изображением крупных
животных; морские коровы –
морских животных: кита,
животные, которых больше
дельфина, моржа, тюленя;
никогда не будет на Земле.
Красная книга; картинки с
Познакомить детей с Красной
изображенными растениями
книгой, охраняемыми растениями и животными, занесенными
и животными. Развивать
в Красную книгу.
воображение в изобразительной
деятельности.
Познакомить детей с
Картинки изображением
лекарственными растениями, их
ландыша, зверобоя, лопуха,
целебными свойствами.
полыни, крапивы, мяты,
Воспитывать бережное
подорожника.
отношение к представителям
растительного мира.
Закрепить представления детей о
приспособленности человека к
зимним условиям жизни.
Модели приготовления
человека к зиме, причин
возникновения простудных
23
1. Чтение рассказа
«Морские коровы и
Красная книга»,
обсуждение.
2. Рассказ о Красной
книге, о растениях и
животных занесенных
в нее.
3. Изобразительная
деятельность.
4. Итог.
1. Отгадывание
загадки.
2. Рассказ о
лекарственных
растениях,
рассматривание
картинок.
3. Чаепитие с
лечебными травами.
4. Итог.
1. Вводная беседа.
2. Беседа о здоровье.
3. Физкультминутка.
№ 3,
с.
123124
№ 2,
с. 937
№ 2,
с. 6873
№ 1,
с.
383-
4
неделя
1
неделя
24. Посадка
лука и
наблюдение за
ним.
25. Как
поссорились
март и
февраль.
Познакомить детей с
использованием факторов
природной среды для укрепления
здоровья человека. Дать детям
знания об использовании средств
народной медицины при
простудных заболеваниях.
Познакомить детей с правилами
поведения при простудном
заболевании.
Уточнить представления о том,
что из луковиц - репки можно
вырастить зеленый лук, если ей
создать благоприятные условия,
т.е. посадить в воду, поставить в
теплое и светлое место.
заболеваний, мероприятий
по закаливанию,
использования средств
народной медицины при
простудных заболеваниях,
правил поведения при
заболевании; цветик –
семицветик.
4. Разучивание
387
комплекса упражнений
по профилактике
ангины.
5. Беседа «Чем вас
лечит мама до прихода
врача?».
6. Итог.
Луковицы, стаканчики,
Палочки, ящик с землёй,
лейки, цветные кружки.
1. Вводная беседа
«Какие условия
необходимы для роста
растений?»
2. Посадка лука (при
разных условиях).
3. Рисование банок с
луковицами.
4. Наблюдение за
луком и выявление
изменений на
протяжении
нескольких недель.
Март
Продолжить формировать у детей Костюмы марта и февраля
представления о марте как месяце (посохи, веночки), модели
пробуждения природы. Развивать на слова «капельник»,
умение замечать нарастающие
«протальник», «зимобор»,
изменения в неживой природе:
модель ручейков.
увеличение светового дня,
Декорации: подснежники,
24
1. Отгадывание
загадки.
2. Инсценировка
встречи Марта и
Февраля.
3. Рассказ по
№ 1,
с.
387 394
появление проталин, капели,
кучевых облаков. Закрепить
знания о том, что в марте есть
день весеннего равноденствия (21
марта). Дать знания об
изменениях в жизни животных и
птиц. Воспитывать интерес к
народному календарю. Учить
детей объяснять смысл примет и
пословиц о марте (весне) по
моделям.
2
неделя
26. Кому нужна
вода.
Уточнить представление детей о
том, что вода очень ценный
продукт. Воспитывать бережное
отношение к воде.
3
неделя
27.
Путешествие
капельки.
Формировать представления о
круговороте воды в природе.
Развивать умение самостоятельно
устанавливать причинно –
следственные связи. Воспитывать
ручей, ветки с почками. Для
февраля – белые шарфики,
которыми он «заморозил»
все живое. Для ручейка –
льдины разной формы и
размера. Для игры «А на что
похоже?» - нарисованные
кучевые облака разной
формы, размера, похожие на
разные предметы. Пособие
«Модель увеличения
светового дня». Для игры
«Кто был у ручья» - коллаж
«следы животных».
Иллюстрации для игры «Кто
зимовал, кто прилетит?».
Глобус; картины с
изображением реки, озера,
моря, пустыни; предметные
раздаточные картинки с
изображением сюжетов
использования воды
человеком.
Игровой персонаж –
Капитошка; таз с водой;
прозрачные стаканчики для
воды; «маленькие
человечки» (ТРИЗ);
25
картинкам.
4. Игра «Что зимой, а
что весной?».
5. Физкультминутка.
6. Рассказ.
7. Дидактические игры
«Чей след?», «Кто у
кого родился?».
8.Итог.
1. Беседа о воде.
2. Рассматривание
картинок , где
изображено , как
используется вода.
3. Чтение рассказа
«Что такое кислый
дождь».
4. Итог.
1. Беседа.
2. Игра.
3. Физкультминутка.
4. Отгадывание
загадки.
№ 3,
с.
144147
№ 1,
с.
341345
бережное отношение к воде.
4
неделя
28. Беседа «Что
такое огонь?»
1
неделя
29. Солнце,
Земля и другие
планеты.
2
неделя
30. Земля –
живая планета.
спиртовка; штатив; колба;
стекло; картина,
изображающая круговорот
воды в природе; белая
плотная бумага; ножницы,
цветные карандаши. Модель
«Правила бережного
отношения к воде».
Познакомить с огнем как
Любимый игровой персонаж
явлением неживой природы.
(клоун Клепа). 2 свечки,
Показать необходимость огня как камин, спички, иллюстрации
условия жизни на Земле. Показать к игре «Раньше теперь»,
противоречивость этого явления
модель вращения Земли
(несет жизнь и смерть).
вокруг Солнца, модели
Познакомить с историей
состояния погоды в
использования огня человеком.
зависимости от активности
Активизировать словарный запас. Солнца.
Апрель
Дать детям первоначальные
Карта или графическая
элементарные представления о
модель Солнечной системы,
строении Солнечной системы.
глобус и лампа для его
Объяснить детям, почему
освещения, две
происходит смена дня и ночи.
пластилиновые
человеческие фигурки,
шапочки с изображением
Солнца и планет, мел,
веревка, игрушечные
бинокли.
Уточнить представления детей о
Карта Солнечной системы;
Солнечной системе; рассказать об глобус; картинки с
26
5. Опыт.
6. Чтение стихов про
дождь.
7. Итог.
1. Рассказ.
2. Этюды «Пламя
костра», «свеча».
3. Беседа.
4. Итог.
№ 1,
с.
362368
1. Рассказ воспитателя
о Солнечной системы с
демонстрацией карты.
2. Игра «Солнце и
планеты».
3. Рассказ «Почему
происходит смена дня
и ночи».
Моделирование.
4. Итог.
1. Беседа о Солнечной
системе.
№ 3,
с. 6770
№ 2,
с. 98101
№ 3,
с. 79-
уникальности Земли.
Воспитывать экологическую
культуру.
3
неделя
Познакомить с особенностями
31.
Путешествие на движения Луны вокруг Земли.
Воспитывать экологическую
Луну.
культуру.
4
неделя
32. Комнатные
растения –
спутники
нашей жизни.
Расширять и систематизировать
знания детей о комнатных
растениях. Закреплять знания о
строении растений, об уходе за
ними, о вредителях комнатных
растений, о вегетативном
размножении комнатных
изображением Севера,
пустыни, моря; шапочки или
значки с изображением
разных животных, которые
населяют эти пространства
Земли; пропеллер; 2 - 3
шапочки для детей –
марсиан или 2 куклы,
одетые как пришельцы с
других планет; ткани или
ватман белого, желтого,
голубого, зеленого цветов
для обозначения
пространств Севера, океана,
леса, пустыни.
Карта Солнечной системы;
картинка, изображающая
Луну.
Комнатные растения.
Посадочный материал,
горшочки с землей.
Палочки, стаканчики с
водой, ящик для горшочков.
Покровное стекло для
ящика. Клеенки. Фартуки.
27
2. Рассказ о планете
Земля.
3. Игра «Марсиане на
Земле».
4. Итог.
84
1. Рассказ о Луне.
2. Чтение сербской
народной сказки
«Почему у месяца нет
платья».
3. Рассказ о покорении
Луны астронавтами.
4. Итог.
1. Беседа.
2. Практическая часть:
пересадка растений.
3. Итог.
№ 2,
с.
109115
№ 2,
с.
105108
№ 1,
с.
395400
растений. Воспитывать интерес к
уходу за растениями. Любовь к
ним. Развивать логическое
мышление, умение
анализировать. Обобщать с
помощью наглядно –
практического метода –
моделирования. Учить
доказательности суждений и
речи.
1
неделя
33. Почему
земля кормит.
2
неделя
34. Загадки
природы.
Конверт с письмом.
Карточки – модели. Игровой
персонаж – божья коровка.
Май
Ознакомить детей с
Халатики, переднички,
компонентами, которые входят в кукла Незнайка или Сеня,
состав почвы, при помощи
свечки, стекло, разные виды
опытов. Воспитывать
почв, банка, вода, модели,
познавательный интерес и
глобус, семена овса,
развивать навыки
пипетка, различные емкости.
исследовательской деятельности.
Обобщить представления детей о Географическая карта
типичных экосистемах (лес, луг,
России (со знаками
водоем, пустыня). Развивать
«СОС!»), набор предметов,
умение самостоятельно
необходимых в путешествии
устанавливать взаимосвязи в
(компас, карта,
экосистемах: при исчезновении
инструменты, посуда,
каких – то живых организмов в
аптечка и т.д. – предметы
составе сообщества изменяются
могут быть настоящие или
условия среды, что может
нарисованные), картина
привести к гибели других
«Лес после пожара»,
организмов. Закрепить знания
картина «Вытоптанный
28
1. Вводная беседа.
2. Опыты.
3. Практическая
работа: посев семян
овса в разные почвы.
4. Итог.
№ 1,
с.
414416
1. Вводная беседа.
2. Остановка «Плач
леса». Дидактическая
игра «Кто вернется в
лес?».
3. Остановка
«Загрязненная река».
Опыт «Очищаем
воду».
4. Остановка «Луг».
Практическая работа
№ 1,
с.
400406
детей о правилах поведения в
экосистемах.
3
неделя
35. Строим
экологический
город.
Уточнить природоведческие
знания о факторах окружающей
среды, необходимых для жизни
на Земле. Формировать умение
прогнозировать последствия
своих действий. Воспитывать
гуманное отношение к природе,
желание сберечь и сохранить
красоту природы.
4
неделя
36. Знатоки
природы
(викторина).
Формировать у детей
экологические убеждения,
экологическую культуру.
луг», модель «Загрязненная
река», оборудование для
«очистки» реки. Мини –
панорама «Пустыня», куклы
(дети Саша и Маша),
напоминающие знаки.
Семена деревьев, трав.
Кукла – инопланетянин,
панно предметные картинки
к нему, модели,
«фотографии» с
изображением разных
уголков Земли, дерево без
листьев («грустное,
засохшее»), бумажные
листочки и цветы; пособие
«Напоминающие знаки».
Красная книга, иллюстрации
«Времена года», предметные
картинки с изображениями
животных, птиц, растений.
29
«Сажаем семена трав».
5. Остановка
«Пустыня». Беседа.
6. Итог.
1. Беседа.
2. Моделирование
экологического города.
3. Итог.
1. Вводная беседа.
2. Конкурс «Назови
одним словом».
3. «Знаешь ли ты
грибы?»
4. Загадки-задачи.
5. «Художники».
6. «Кто быстрее?»
7. Итог занятия.
№ 1,
с.
424427
3.3. Список литературы:
1. Воронкевич О. А. Добро пожаловать в экологию! Перспективный план работы по формированию экологической
культуры у детей дошкольного возраста. – СПб.: «ДЕТСТВО – ПРЕСС», 2010.
2. Мирошник М. И., Тарчукова М. Ю. В мире природы. Курс «Мир природы»: пособие для педагогов и родителей / М. И.
Мирошник, М. Ю. Тарчукова. – Ростов н / Д: Легион, 2013.
3. Николаева С. Н. Юный эколог. Система работы в подготовительной к школе группе детского сада. Для работы с детьми 6
– 7 лет. – М.: МОЗАИКА – СИНТЕЗ, 2010.
4. Николаева С. Н. Юный эколог: Программа экологического воспитания дошкольников / С. Н. Николаева – М.: МОЗАИКА
– СИНТЕЗ, 2010.
5. Горькова Л. Г. , Кочергина А.. В., Обухова Л. А. Сценарии занятий по экологическому воспитанию дошкольников. - М.:
ВАКО, 2005г.
6. Организация деятельности детей на прогулке. Подготовительная группа /авт. – сост. Т. Г. Кобзева, И. А. Холодова, Г. С.
Александрова. – Волгоград: Учитель, 2011.
30